ПАН     ПОЗНАВАЙКА

Главная Мой профиль Выход           Воскресенье, 30.04.2017, 00:23
СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА  ГОЛОВОЛОМКИ ПАНА ПОЗНАВАЙКИ  ВЕЛИКИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
» ПРЕЗЕНТАЦИИ
» КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ХИМИЯ

ФИЗИКА

ЭКОЛОГИЯ

ОБЖ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ТЕХНОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

КЛАССНЫЙ ЧАС

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

» УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА

ПОЛНЫЙ КУРС РУССКОГО
   ЯЗЫКА


КИМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
   5 КЛАСС


КИМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
   6 КЛАСС


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
   ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В
   9 КЛАССЕ


ТЕМАТИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ.
   6 КЛАССЫ


ТЕСТИРОВАНИЕ В
   10-11 КЛАССАХ


СБОРНИК СОЧИНЕНИЙ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ

» УРОКИ ПАНА ИСТОРИКА
» УРОКИ ПАНА МАТЕМАТИКА
» БИОЛОГИЯ ОТ ПАНА БИОЛОГА
» УРОКИ ПАНА ХИМИКА

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО
   ХИМИЧЕСКИМ ЭЛЕМЕНТАМ


СПРАВОЧНИК ШКОЛЬНИКА
   ПО ХИМИИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ ХИМИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ И НЕ ТОЛЬКО


ОБЩАЯ И НЕОРГАНИЧЕСКАЯ
   ХИМИЯ В ВОПРОСАХ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
   УРОКАМ ХИМИИ.
   11 КЛАСС


ХИМИЯ БЕЗ ФОРМУЛ

ОПЫТЫ ПО ХИМИИ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ПО
   ХИМИИ.9 КЛАСС


ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ.
   9 КЛАСС


ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ.
   11 КЛАСС


КОМБИНИРОВАННЫЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ.
   9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   НОВОМ ФОРМАТЕ.
   9 КЛАСС


РАЗНОУРОВНЕВЫЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ.
   10 КЛАСС

» УРОКИ ПАНА ГЕОГРАФА
» Категории раздела
НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ [105]
РУССКИЙ ЯЗЫК [34]
ЛИТЕРАТУРА [164]
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК [44]
ИСТОРИЯ [28]
МАТЕМАТИКА [23]
ИНФОРМАТИКА [24]
БИОЛОГИЯ [40]
ГЕОГРАФИЯ [98]
ХИМИЯ [40]
ФИЗИКА [51]
ЭКОЛОГИЯ [13]
ОБЖ [50]
МХК [13]
МУЗЫКА [17]
ИЗО [10]
ТЕХНОЛОГИЯ [19]
ФИЗКУЛЬТУРА [19]
КЛАССНЫЙ ЧАС [28]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [23]
» Статистика

Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0
Главная » Файлы » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ » ГЕОГРАФИЯ

Урок географии в 8 классе «ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ПОЧВ»
14.02.2016, 11:30

Задачи: выяснить главные особенности зональных типов почв; изучить закономерности размещения почвенных зон на тер­ритории России; научить работать с почвенной картой; сформиро­вать умение объяснять взаимосвязь типов почв с климатом и расти­тельностью.

Ход урока

I.   Проверка знаний и умений по теме «Образование почв и их разнообразие».

Возможные варианты проверки:

1.  Индивидуальный устный опрос.

1)  Что такое почва? Дайте её определение и расскажите о зна­чении почвы в природе и жизни человека.

2)  Расскажите о роли горных пород в образовании почв. Что такое механический состав почвы? Каково его влияние на свойства почв?

3)  Охарактеризуйте роль живых организмов в почвообразова­нии.

4)  Объясните роль климата, вод, рельефа в почвообразовании.

5)  Какое влияние оказывает почва на другие компоненты при­роды?

6)  Охарактеризуйте структуру почвенного профиля.

7)  Что такое структура почвы? На какие группы делятся почвы по структуре?

2.  Письменный опрос по карточкам.

КАРТОЧКА 1

1)  Что называется почвенным профилем? Из каких горизонтов он состоит?

2)  Обоснуйте тезис «Почва - зеркало ландшафта».

КАРТОЧКА 2

1)  На какие группы делятся почвы по механическому составу?

2)  Докажите, что свойства почв зависят от соотношения тепла и влаги, растительности, почвообразующей породы, рельефа.

КАРТОЧКА 3

1)  На какие группы делятся почвы по структуре?

2)  Объясните, как климат и растения влияют на накопление гу­муса в почве. При каких климатических условиях в почвах не про­исходит накопления гумуса в достаточном количестве?

II.Вводная беседа и подготовка к восприятию новых знаний.

Краткая вводная беседа поможет учащимся сформулировать цель и задачи урока, актуализировать имеющиеся знания. В про­цессе беседы учитель использует следующие вопросы:

      Какие из факторов, влияющих на формирование почв, под­чиняются широтной зональности?

    Как влияют на свойства и размещение почв факторы, не под­чиняющиеся широтной зональности?

    Можно ли охарактеризовать размещение различных типов почв на территории России, зная особенности размещения факто­ров почвообразования?

III.   Получение новых знаний.

1.Изучение типов почв и их размещение следует начать с рабо­ты по почвенной карте.

    Рассмотрите и охарактеризуйте почвенную карту (с. 18-19 атласа).

    Что означают условные знаки?

    Определите, какова общая закономерность распространения типов почв по территории России.

    Где нарушается широтная зональность почв?

    Определите основные зональные типы почв с севера на юг.

2.Практическая работа № 11. Определение по картам условий почвообразования для основных зональных типов почв. Эта прак­тическая работа выполняется одновременно с объяснением учителя и под его руководством. В подготовленном классе можно выпол­нить ее самостоятельно.



Пояснения учителя. В лесостепях и степях распространены черно­земы и каштановые почвы. Примерно половина мировой площади чернозем­ных почв находится в России. На долю чернозёмов и каштановых почв при­ходится 8 % от всей площади страны. Они образуются под густой травяни­стой растительностью с сильно развитой корневой системой. Корни степных трав пронизывают почву на большую глубину и способствуют образованию зернистой структуры черноземов. Богатый животный мир почв тоже благо­приятствует их плодородию. Это самые плодородные почвы. Климат в сте­пях умеренно теплый с продолжительным жарким летом. Увлажнение не­достаточное, коэффициент увлажнения от 0,8 до 0,5. При таком климате почвы хорошо обогащаются перегноем, который не вымывается в нижние слои. Содержание гумуса в черноземах достигает 15 %, а мощность гумусо­вого горизонта доходит до 150-180 см (на Кубани до 2,5 м). Горизонт вымы­вания перегноя черноземных почв насыщен кальцием, что препятствует вымыванию гумуса из почвы. Улучшению плодородия этих почв способст­вуют такие меры, как снегозадержание, высаживание полезащитных лесных полос, глубокая вспашка, севообороты, внесение удобрений и искусственное орошение в сухих степях.

В 1900 году Докучаев говорил: «Я буду беседовать с вами о царе почв, о главном богатстве России, стоящем неизмеримо выше богатств Урала, Кав­каза, богатств Сибири, все это ничто в сравнении с ним; нет тех цифр, какими можно было бы оценить силу и мощь царя почв, нашего русского чернозема. Он был, есть и будет кормильцем России». Чернозем - наше национальное богатство. При разумном использовании этих почв можно получать большие урожаи сельскохозяйственных культур. В начале XX века на Всемирной выставке в Париже в русском павильоне был выставлен куб русского черно­зема, вырезанный в Воронежской области. Его размеры 2x2x2 м показывали мощность плодородного слоя, что вызвало удивление и восхищение посети­телей.

Каштановые почвы образуются в областях сухих степей к северу от


полупустынь. Они формируются в условиях жаркого продолжительного лета при недостаточном увлажнении. Сухость климата отражается на раститель­ном покрове, который не имеет сплошного распространения. В связи с этим перегноя в почвах содержится меньше, чем в черноземах. Почвы нуждаются в орошении, защитных работах от эрозии и во внесении удобрений.

Пояснения учителя. В полупустынях и пустынях распространены бурые полупустынные почвы и солонцы. Они образуются в условиях конти­нентального и крайне сухого климата, где испаряемость в 10-15 раз превы­шает годовое количество осадков. Растительность многолетняя и отличается сильной разреженностью. В результате этого в почвах содержится незначи­тельное количество перегноя. Эго малоплодородные почвы с содержанием гумуса до 1 %, в них мало влаги, азота и фосфора.

Длительное поступление в почву из материнской горной породы же­леза объясняет их бурый цвет. Засоление почв тоже связано с засушли­востью климата. Почвы полупустынь и пустынь не способствуют росту и развитию растений, но при орошении они за счет большого количест­ва минеральных солей превращаются в культурно-поливные плодород­ные почвы (почвы оазисов). На них можно получать высокие урожаи винограда, хлопка, садовых культур. Избыточное орошение почв неред­ко сопряжено с опасностью вторичного засоления их вследствие подъе­ма после полива грунтовых вод. Для профилактики засоления следует применять умеренное орошение и промывать почвы в сочетании с дре­нажем.

Об       этих почвах Докучаев пишет: «Ценна здесь не земля, а вода. Зем­ля, за которую не дают ломаного гроша, как только удастся ее оросить, стоит баснословные деньги. Она дает прекрасные урожаи хлопчатника,

Пояснения учителя. Красноземы и желтоземы - почвы влажных субтропиков. Для них характерно низкое содержание гумуса, что объясня­ется энергичным разложением органических остатков почти круглый год. Красноземы и желтоземы представляют собой почвы более древнего воз­раста, чем почвы умеренных широт, поэтому они обладают большой мощ­ностью и повышенным содержанием железа и алюминия. Именно окислы железа и алюминия делают эти почвы очень плодородными. Хорошо вы­раженная структурность почв обеспечивает беспрепятственное проникно­вение к корням растений воздуха и воды. При внесении азотных и фосфор­ных удобрений красноземы и желтоземы дают высокие урожаи чая, плодо­вых, цитрусовых культур, винограда и др. Террасирование склонов гор предупреждает водную эрозию. А выращивание культур бобовых имеет большое значение как зеленое удобрение.

3.      Закончив характеристику главных типов почв на территории России, необходимо перейти к рассмотрению вопроса о высотной поясности почвенного покрова.

Учитель. Особенности высотной поясности почв в горах объ­ясняются их географическим положением, высотой, а также соста­вом горных пород. Так, на Кавказе выделяется семь типов почв: от горно-луговых до красноземов и сероземов. Для горных систем Восточной Сибири высотная поясность ограничена 2-3 типами почв. Общим свойством почв является щебнистость, грубость ме­ханического состава.

IV. Закрепление материала.

Подводя итоги работы, учитель обобщает полученные учащи­мися знания о типах почв, их распространении на территории Рос­сии. Отмечает, что они научились работать с почвенной картой, давать характеристику почвам, определять особенности условий почвообразования.

Вопросы и задания для закрепления и обоб­щения знаний:

1)  Где в России находятся плодородные почвы? Как они назы­ваются? Как используются в хозяйстве?

2)  Где в России находятся неплодородные почвы? Как они на­зываются? Какие мероприятия проводятся в этих почвенных зонах с целью повышения их плодородия?

3)  Объясните, почему в подзолистых почвах наблюдается вы­мывание перегноя и минеральных солей из верхних почвенных го­ризонтов.

4)  Почему для тундровых почв типичен процесс образования глея?

5)  Объясните, в каких почвах наблюдается засоление и при ка­ких условиях это происходит.

6)  Почему краснозёмы плодородны, несмотря на то что в них содержится незначительное количество перегноя?

7)  Объясните, почему к почвам нужно относиться бережно, по­вышать их плодородие.

8)  Как называются почвы нашего края? Плодородны ли они? Какие меры принимаются в вашей области с целью предохранения их от эрозии и повышения плодородия?

V. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: § 16, письменно ответить на вопрос: «По­чему почвы тундр, несмотря на большое количество растительных остатков, содержат так же мало гумуса, как и почвы пустынь?»
Категория: ГЕОГРАФИЯ | Добавил: tineydgers | Теги: открытый урок, ФГОС, методсовет, разработка урока, план-конспект урока, готовые конспекты уроков скачать, педсовет, современный урок, Образовательный
Просмотров: 364 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» УРОКИ ПАНА ФИЗИКА

» УРОКИ ПАНА АСТРОНОМА

ИЛЛЮСТРИРОВАННАЯ
   ИСТОРИЯ АСТРОНОМИИ


НАУЧНЫЕ ОПЫТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


КТО ЕСТЬ КТО В МИРЕ ЗВЕЗД
   И ПЛАНЕТ

» УРОКИ ОБЖ

БЕЗОПАСНОСТЬ НА ВОДЕ

ТЕХНОГЕННЫЕ УГРОЗЫ.
   РАЗЛИЧНЫЕ АВАРИИ


ТЕХНОГЕННЫЕ УГРОЗЫ.
   РАДИАЦИОННЫЕ И
   ХИМИЧЕСКИЕ АВАРИИ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ
   К УРОКАМ ОБЖ. 5 КЛАСС


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ
   К УРОКАМ ОБЖ. 6 КЛАСС


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ
   К УРОКАМ ОБЖ. 7 КЛАСС


ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ
   ПО ОБЖ В 9 КЛАССЕ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ
   В 10-11 КЛАССАХ

» ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» НАЧАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА

ИСТОРИЯ РУССКОЙ АРМИИ

ИСТОРИЯ ВОЕННОГО ДЕЛА

САМЫЕ КРУПНЫЕ СРАЖЕНИЯ

О ВОЙНЕ

ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧКИ

» ГОТОВЫЕ ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

ХИМИЯ

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

ГЕОМЕТРИЯ

ЧЕРЧЕНИЕ

ОБЖ

» УЧИМСЯ С ПАНОМ ПОЗНАВАЙКОЙ
» ПАН ПОЗНАВАЙКА ОБО ВСЁМ
» МАСТЕРИМ С ПАНОМ ПОЗНАВАЙКО
» Форма входа

» Поиск
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ





Презентации к урокам


» Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2017 Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Каталог сайтов Всего.RU Каталог сайтов :: Развлекательный 
 
портал iTotal.RU Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов 

OpenLinks.RU TOP.zp.ua Яндекс цитирования