Урок географии в 8 классе "ВОСТОЧНАЯ СИБИРЬ И СЕВЕРО-ВОСТОЧНАЯ СИБИРЬ. СПЕЦИФИКА ПРИРОДЫ" - ГЕОГРАФИЯ - КОНСПЕКТЫ УРОКОВ - КАТАЛОГ ФАЙЛОВ - ПАН ПОЗНАВАЙКА

ПАН     ПОЗНАВАЙКА

Главная Мой профиль Выход           Суббота, 25.03.2017, 06:54
СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА  ГОЛОВОЛОМКИ ПАНА ПОЗНАВАЙКИ  ВЕЛИКИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
» ПРЕЗЕНТАЦИИ
» КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ХИМИЯ

ФИЗИКА

ЭКОЛОГИЯ

ОБЖ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ТЕХНОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

КЛАССНЫЙ ЧАС

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

» УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА

ПОЛНЫЙ КУРС РУССКОГО
   ЯЗЫКА


КИМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
   5 КЛАСС


КИМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
   6 КЛАСС


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
   ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В
   9 КЛАССЕ


ТЕМАТИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ.
   6 КЛАССЫ


ТЕСТИРОВАНИЕ В
   10-11 КЛАССАХ


СБОРНИК СОЧИНЕНИЙ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ

» УРОКИ ПАНА ИСТОРИКА
» УРОКИ ПАНА МАТЕМАТИКА
» БИОЛОГИЯ ОТ ПАНА БИОЛОГА
» УРОКИ ПАНА ХИМИКА

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО
   ХИМИЧЕСКИМ ЭЛЕМЕНТАМ


СПРАВОЧНИК ШКОЛЬНИКА
   ПО ХИМИИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ ХИМИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ И НЕ ТОЛЬКО


ОБЩАЯ И НЕОРГАНИЧЕСКАЯ
   ХИМИЯ В ВОПРОСАХ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
   УРОКАМ ХИМИИ.
   11 КЛАСС


ХИМИЯ БЕЗ ФОРМУЛ

ОПЫТЫ ПО ХИМИИ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ПО
   ХИМИИ.9 КЛАСС


ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ.
   9 КЛАСС


ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ.
   11 КЛАСС


КОМБИНИРОВАННЫЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ.
   9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   НОВОМ ФОРМАТЕ.
   9 КЛАСС


РАЗНОУРОВНЕВЫЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ.
   10 КЛАСС

» УРОКИ ПАНА ГЕОГРАФА
» Категории раздела
НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ [105]
РУССКИЙ ЯЗЫК [34]
ЛИТЕРАТУРА [164]
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК [44]
ИСТОРИЯ [28]
МАТЕМАТИКА [23]
ИНФОРМАТИКА [24]
БИОЛОГИЯ [40]
ГЕОГРАФИЯ [98]
ХИМИЯ [40]
ФИЗИКА [51]
ЭКОЛОГИЯ [13]
ОБЖ [50]
МХК [13]
МУЗЫКА [17]
ИЗО [10]
ТЕХНОЛОГИЯ [19]
ФИЗКУЛЬТУРА [19]
КЛАССНЫЙ ЧАС [28]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [23]
» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Файлы » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ » ГЕОГРАФИЯ

Урок географии в 8 классе "ВОСТОЧНАЯ СИБИРЬ И СЕВЕРО-ВОСТОЧНАЯ СИБИРЬ. СПЕЦИФИКА ПРИРОДЫ"
25.01.2016, 18:11

Задачи: сформировать знания об особенностях географиче­ского положения Восточной и Северо-Восточной Сибири как фак­торе, определяющем природные черты этой территории; развивать умения учащихся самостоятельно устанавливать связь геологиче­ского строения с рельефом и полезными ископаемыми; системати­зировать знания учащихся о причинах формирования в Восточной и Северо-Восточной Сибири резко континентального климата; за­крепить умения самостоятельно определять количественные кли­матические показатели для различных районов Сибири и познако­мить с особенностями климата; изучить особенности режима и ха­рактера течения рек и их связь с рельефом и климатом Сибири.

1. Проверка знаний и умений по теме «Западно-Сибирская равнина».

Проверку уровня усвоения знаний и умений целесообразно провести в уплотненной форме. Фактологические знания можно проверить фронтально в виде небольшого теста по вариантам

Вариант 1

Вариант 2

1) Установите соответствие: Природный рубеж

а)   Северный Ледовитый океан;

б)   Казахский мелкосопочник. Часть границы

юг;

север;

запад;

восток.

Фундамент Западно-Сибирской платформы по сравнению с Вос­точно-Европейской образовался:

а)   раньше;

б)   в то же время;

в)   позже.

Территория Западной Сибири имеет общий уклон:

а)   к северу;

б)   к югу.

Более низменный плоский рельеф Западной Сибири связан:

а)   с большей глубиной залегания фундамента;

б)   с особенностями новых движе­ний земной коры.

Нарастание континентальности климата Западной Сибири прояв­ляется:

а) в более холодной зиме;

в более холодной зиме и боль­шом количестве осадков

1) Установите соответствие:

Часть границы

а)   запад;

б)восток.

Природный рубеж

Уральские горы;

Казахский мелкосопочник;

Енисей.

Фундамент Западно-Сибирской платформы по сравнению с Вос­точно-Европейской:

а)   более молодой;

б)   того же возраста;

в)   более древний.

Рельеф Западной Сибири пред­ставляет собой:

а)   преобладание возвышенностей;

б)   чередование возвышенностей и низменностей;

в)   преобладание низменностей.

Мощность чехла осадочных пород на Западно-Сибирской платформе по сравнению с Вос­точно-Европейской:

а)   меньше;

б)   такая же;

в)   больше.

Главной причиной усиления степени континентальности клима­та в Западной Сибири по сравне­нию с Русской равниной является: а) воздействие Северного Ледо­витого океана;

уменьшение влияния Атлантики; в) ослабление западного переноса


1

2

6) Многолетняя мерзлота в Запад­ной Сибири по сравнению с Рус­ской равниной имеет:

а)   более широкое распростране­ние;

б)   менее широкое распростране­ние.

В Западной Сибири имеется сле­дующий спектр природных зон:

а)   от арктических пустынь до ле­состепей;

б)   от тундр до степей;

в)   от лесотундр до полупустынь.

Преобладающий тип почв на территории Западной Сибири:

а)   тундрово-глеевые;

б)   подзолитсые;

в)   дерново-подзолистые

6) Граница распространения мно­голетней мерзлоты в Западной Си­бири по сравнению с Восточно- Европейской равниной смещена:

а)   к западу;

б)   к северу;

в)   к югу.

Распределение природных зон на территории Западной Сибири является проявлением:

а)   широтной зональности;

б)   высотной поясности.

Основными видами природных ресурсов Западной Сибири явля­ются:

а)   нефть и газ;

б)   нефть, газ и лесные ресурсы;

в)   нефть, газ, лесные и почвенные ресурсы

Ответы:

I   вариант - 1 - 1 в, 2а, 2 - в; 3 - а; 4 - б; 5 - а; 6 - а; 7 - б; 8 - в.

II  вариант - 1 - 1а, 2в; 2 - а; 3 - в; 4 - в; 5 - б, в; 6 - в; 7 - а; 8 - б.

II.  Получение новых знаний.

Изучение данной темы осложнено недостатком учебного вре­мени. При подготовке к урокам учитель прежде всего отбирает главное, готовит задания для самостоятельной работы учащихся. Способы организации познавательной деятельности могут быть разнообразны: решение познавательных задач, эвристическая бесе­да, семинар по проблемам рационального использования природ­ных условий и ресурсов, игра, конкурс характеристик отдельных географических объектов, составление кроссвордов, небольшие игры-путешествия.

Учебное время учитель распределяет по своему усмотрению. Традиционно на первом уроке рассматриваются природные компо­ненты, на втором - изучаются природные комплексы.

При изучении природы Средней и Северо-Восточной Сибири важно привлечь внимание учащихся к осмыслению особенностей природы, проявлению взаимосвязей, характерным чертам и целостности ландшафтов. Для этого целесообразно использовать эври­стическую беседу с практической и самостоятельной работой уча­щихся с картами, учебником, средствами наглядности.

1.                  Географическое положение крупной природной территории «Восточная и Северо-Восточная Сибирь» учащиеся характеризуют самостоятельно, пользуясь физической картой России и картой крупных природных территорий, помещенной в атласе.

Вопросы и задания:

1)                 Назовите границы Восточной и Северо-Восточной Сибири природной территории на севере, западе, юге и востоке.

2)                 Уточните, какие формы рельефа входят в состав Восточной и Северо-Восточной Сибири.

3)                 Опишите географическое положение этой крупной природ­ной территории.

4)                 В чем особенность ее географического положения по срав­нению с Западно-Сибирской равниной?

5)                 Как Северный Ледовитый океан влияет на природные усло­вия Восточной и Северо-Восточной Сибири?

6)                 Как Атлантический океан влияет на природные условия этой части Сибири?

7)             Объясните, почему Тихий океан, сравнительно недалеко расположенный от Восточной Сибири, практически не оказывает влияния на ее природные условия.

8)               Сделайте обобщающий вывод, как географическое положе­ние Восточной и Северо-Восточной Сибири влияет на природные условия территории.

Обобщая ответы учащихся, учитель говорит о размерах этой природной территории и причинах пристального внимания к изу­чению природных условий и ресурсов Восточной и Северо- Восточной Сибири в настоящее время.

2.              Далее учащиеся, работая с картами, устанавливают связь геологических структур, рельефа и полезных ископаемых.

1)              По тектонической карте установите, на каких геологических структурах расположена Восточная и Северо-Восточная Сибирь.

2)                 Какие формы рельефа располагаются на этой территории?

3)                 В чем своеобразие строения поверхности?

При характеристике рельефа учащиеся обращают внимание на то, что территория района значительно выше соседней Западной Сибири. Возвышенности поднимаются до 500 м, плоскогорья - до 1000 м, нагорья - до 1500 - 2000 м. Самая высокая точка - пик По­беды в хр. Черского высотой 3147 м. Таким образом, формируется вывод о разнообразии рельефа Восточной и Северо-Восточной Си­бири.

При анализе тектонической карты учащиеся убеждаются в том, что в основании Среднесибирского плоскогорья лежит Сибирская платформа. Как же объяснить строение поверхности и различия в рельефе на плоскогорье? Если у учащихся возникают затруднения, то учитель сам отвечает на этот вопрос.

Учитель. Причина различий в рельефе на Среднесибирском плоскогорье кроется в неровности фундамента платформы. Там, где фундамент выходит на поверхность, образовалось Анабарское плато. Отдельные блоки фундамента опущены, в рельефе это вы­ражено низменностями - Северо-Сибирской и Центральноякут­ской. Особенностью рельефа региона является наличие вулканиче­ских плато. В мезозое через трещины в платформе выливалось ог­ромное количество лавы, которая, застывая, образовывала сплош­ные покровы. Много лавы застывало среди осадочных горных по­род. В дальнейшем рыхлые породы разрушались, а магматические оставались, образовывая ступенчатый рельеф - траппы. Еще одна особенность рельефа - обилие курумов. Они образуются в резуль­тате интенсивного морозного выветривания.

4)                 По картам определите, какие полезные ископаемые добыва­ются на Среднесибирском плоскогорье. Объясните, почему на плоскогорье добываются полезные ископаемые как осадочного, так и магматического происхождения.

5)                 Какими полезными ископаемыми богаты горы мезозойской складчатости и объясните, почему в этих горах много разнообраз­ных ископаемых?

Учитель только лишь объясняет, что с траппами связаны ме­сторождения рудных полезных ископаемых, а с кимберлитовыми трубками - железная руда и алмазы.

Учитель. Интересно, что открытие алмазов на территории Си­бирской платформы является примером блестящего подтверждения научного прогноза. Такой прогноз был сделан В. С. Соболевым в 1937 году на основании сравнения геологии Сибирской и Афри­канской платформ. Поиски алмазов были начаты в 1940 г., а в 1947 были найдены первые алмазы в россыпях, а в 1954 - первые кимберлитовые трубки.

Особенностью развития гор Северо-Восточной Сибири являет­ся образование россыпных месторождений золота. Россыпи разме­щаются в террасах, долинах и руслах рек. Они образовались за счет размыва гранитных магматических пород. Золото - обычный спут­ник месторождений олова, кобальта, мышьяка и других руд.

3.                  Климатические особенности Восточной и Северо-Восточной Сибири изучаются по картам атласа. Важно, чтобы школьники са­мостоятельно проработали фактический материал, характеризую­щий особенности климата, и, опираясь на него, сделали обобщаю­щие выводы о типичных чертах климата этой территории. Учитель организует работу с использованием следующих заданий:

1)                 Для городов Норильска, Иркутска и Оймякона определите средние температуры июля, января и годовую амплитуду темпера­тур; вычислите максимальную годовую амплитуду температур; вычислите коэффициент увлажнения; определите типы воздушных масс.

2)                 На основе полученных климатических данных сделайте вы­вод о типичных чертах климата Восточной и Северо-Восточной Сибири.

Учащиеся записывают в тетрадь основные черты резко конти­нентального климата:

•                     большие колебания суточных, месячных и годовых темпера­тур;

•                     малое количество атмосферных осадков;

•                     большая испаряемость.

Оймякон и Верхоянск - полюса холода северного полушария, где средняя температура января понижается до -50 °, а абсолютный минимум температуры - около -70 °С.

3)                 Назовите причины, которые объясняют, почему на огромной территории Восточной и Северо-Восточной Сибири, протянувшей­ся с севера на юг на 2000 км и с запада на восток более чем на 3000 км, сформировался резко континентальный климат с очень холод­ной зимой, наиболее теплым летом и небольшим количеством осадков по сравнению с другими областями России на тех же ши­ротах.

Задание выполнить письменно.

Климатообразующие факторы:

•                     северное географическое положение;

•                     влияние Арктики;

•                     удаленность от Атлантического океана;

•                     значительные абсолютные высоты местности;

•                     сильное охлаждение материка в зимнее время, что способст­вует развитию устойчивых антициклонов.

4)                 Вспомните, какой погодой характеризуются зимние антици­клоны и какие атмосферные процессы в них наблюдаются.

Пояснения учителя: Сибирский антициклон характеризуется ус­тойчивой, очень холодной, ясной, солнечной, малооблачной, сухой и безветренной погодой зимой. Наиболее низкие температуры воздуха наблюдаются во внутренних районах Северо-Восточной Сибири, в плохо проветриваемых межгорных котловинах, где холодный воздух застаивается и особенно сильно выхолаживается. Именно в таких местах расположены Верхоянск и Оймякон. Для этих межгорных котловин характерны зимние температурные инверсии в нижнем слое воздуха. При инверсиях наблюдается повышение температуры воздуха с высотой на 2 градуса на каждые 100 м. По этой причине на склонах гор бывает менее холодно, чем в котловинах, иногда эта разница составляет 15-20°.

4.                  Характеризуя многолетнюю мерзлоту, учитель обращает внимание учащихся на причинно-следственные связи в природе.

В одном случае многолетняя мерзлота - следствие климатиче­ских условий, резкой континентальности климата. Она почти по­всеместно распространена на территории региона. Мощность веч­номерзлого слоя во многих местах превышает сотни метров (в бас­сейне Вилюя - 600 м). Летом верхний горизонт мерзлой толщи от­таивает на севере на 20-40 см, а на юге - на несколько метров.

В другом случае многолетняя мерзлота является причиной, оп­ределяющей развитие других компонентов и явлений природы. Она вызывает заболачивание равнин, оказывает большое влияние на режим внутренних вод, охлаждает почву и этим тормозит почвооб­разовательный процесс. На многолетней мерзлоте могут произра­стать растения только с поверхностной корневой системой, напри­мер, лиственница.

5.                  В заключительной части урока для закрепления умений уча­щихся устанавливать и характеризовать связи рек с другими ком­понентами природы предлагаются задания частично-поискового характера:

•                     Объясните, почему р. Енисей самая многоводная река России несмотря на то, что в бассейне выпадает немного осадков.

•                     Объясните, почему на Енисее, Ангаре, Вилюе много порогов и водопадов, а на Лене их нет.

•                  Известно, что зимы в Восточной Сибири характеризуются малоснежностью, а во многих местах снег совершенно сметается. Однако весной на реках Сибири наблюдается высокий подъем во­ды, который достигает на Лене 10 м, а на Нижней Тунгуске - даже 20 - 25 м. Объясните это природное явление.

III.             Подведение итогов урока.

Домашнее задание
Категория: ГЕОГРАФИЯ | Добавил: tineydgers | Теги: открытый урок, разработка урока, методсовет, ФГОС, план-конспект урока, готовые конспекты уроков скачать, педсовет, поурочное планирование
Просмотров: 933 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» УРОКИ ПАНА ФИЗИКА

» УРОКИ ПАНА АСТРОНОМА

ИЛЛЮСТРИРОВАННАЯ
   ИСТОРИЯ АСТРОНОМИИ


НАУЧНЫЕ ОПЫТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


КТО ЕСТЬ КТО В МИРЕ ЗВЕЗД
   И ПЛАНЕТ

» УРОКИ ОБЖ

БЕЗОПАСНОСТЬ НА ВОДЕ

ТЕХНОГЕННЫЕ УГРОЗЫ.
   РАЗЛИЧНЫЕ АВАРИИ


ТЕХНОГЕННЫЕ УГРОЗЫ.
   РАДИАЦИОННЫЕ И
   ХИМИЧЕСКИЕ АВАРИИ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ
   К УРОКАМ ОБЖ. 5 КЛАСС


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ
   К УРОКАМ ОБЖ. 6 КЛАСС


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ
   К УРОКАМ ОБЖ. 7 КЛАСС


ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ
   ПО ОБЖ В 9 КЛАССЕ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ
   В 10-11 КЛАССАХ

» ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» НАЧАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА

ИСТОРИЯ РУССКОЙ АРМИИ

ИСТОРИЯ ВОЕННОГО ДЕЛА

САМЫЕ КРУПНЫЕ СРАЖЕНИЯ

О ВОЙНЕ

ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧКИ

» ГОТОВЫЕ ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

ХИМИЯ

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

ГЕОМЕТРИЯ

ЧЕРЧЕНИЕ

ОБЖ

» УЧИМСЯ С ПАНОМ ПОЗНАВАЙКОЙ
» ПАН ПОЗНАВАЙКА ОБО ВСЁМ
» МАСТЕРИМ С ПАНОМ ПОЗНАВАЙКО
» Форма входа

» Поиск
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ





Презентации к урокам


» Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2017 Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Каталог сайтов Всего.RU Каталог сайтов :: Развлекательный 
 
портал iTotal.RU Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов 

OpenLinks.RU TOP.zp.ua Яндекс цитирования