ПАН     ПОЗНАВАЙКА

Главная Мой профиль Выход           Среда, 28.06.2017, 01:34
СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА  ГОЛОВОЛОМКИ ПАНА ПОЗНАВАЙКИ  ВЕЛИКИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
» ПРЕЗЕНТАЦИИ
» КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ХИМИЯ

ФИЗИКА

ЭКОЛОГИЯ

ОБЖ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ТЕХНОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

КЛАССНЫЙ ЧАС

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

» УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА

ПОЛНЫЙ КУРС РУССКОГО
   ЯЗЫКА


КИМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
   5 КЛАСС


КИМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
   6 КЛАСС


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
   ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В
   9 КЛАССЕ


ТЕМАТИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ.
   6 КЛАССЫ


ТЕСТИРОВАНИЕ В
   10-11 КЛАССАХ


СБОРНИК СОЧИНЕНИЙ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ

» УРОКИ ПАНА ИСТОРИКА
» УРОКИ ПАНА МАТЕМАТИКА
» БИОЛОГИЯ ОТ ПАНА БИОЛОГА
» УРОКИ ПАНА ХИМИКА

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО
   ХИМИЧЕСКИМ ЭЛЕМЕНТАМ


СПРАВОЧНИК ШКОЛЬНИКА
   ПО ХИМИИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ ХИМИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ И НЕ ТОЛЬКО


ОБЩАЯ И НЕОРГАНИЧЕСКАЯ
   ХИМИЯ В ВОПРОСАХ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
   УРОКАМ ХИМИИ.
   11 КЛАСС


ХИМИЯ БЕЗ ФОРМУЛ

ОПЫТЫ ПО ХИМИИ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ПО
   ХИМИИ.9 КЛАСС


ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ.
   9 КЛАСС


ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ.
   11 КЛАСС


КОМБИНИРОВАННЫЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ.
   9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   НОВОМ ФОРМАТЕ.
   9 КЛАСС


РАЗНОУРОВНЕВЫЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ.
   10 КЛАСС

» УРОКИ ПАНА ГЕОГРАФА
» Категории раздела
НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ [105]
РУССКИЙ ЯЗЫК [34]
ЛИТЕРАТУРА [164]
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК [44]
ИСТОРИЯ [28]
МАТЕМАТИКА [23]
ИНФОРМАТИКА [24]
БИОЛОГИЯ [40]
ГЕОГРАФИЯ [98]
ХИМИЯ [40]
ФИЗИКА [51]
ЭКОЛОГИЯ [13]
ОБЖ [50]
МХК [13]
МУЗЫКА [17]
ИЗО [10]
ТЕХНОЛОГИЯ [19]
ФИЗКУЛЬТУРА [19]
КЛАССНЫЙ ЧАС [28]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [23]
» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Файлы » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ » ГЕОГРАФИЯ

Урок географии в 8 классе «ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ. ОПАСНЫЕ ЯВЛЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ВОДАМИ»
14.02.2016, 11:33

Задачи: систематизировать знания учащихся о роли воды в природе и хозяйстве; сформировать понятие «водные ресурсы»; изучить размещение водных ресурсов на территории России и ис­пользование их в хозяйстве; расширить представления учащихся об опасных явлениях, связанных с водами, и их предупреждении; по­знакомить с водными ресурсами своего региона, мерами по охране и восстановлению водных ресурсов России.

Ход урока

I.      Вводная беседа и подготовка к восприятию новых зна­ний.

Урок, посвященный обсуждению проблемы водных ресурсов в России, должен не только дать знания учащимся, но и способство­вать формированию экологического мышления, т. е. с этого урока учащиеся должны вынести четкое представление и убеждение о правильном использовании водных ресурсов. Начиная урок, учи­тель в процессе беседы должен стремиться актуализировать и обобщить знания учащихся о воде и её роли в природе.

«Много чудес создала волшебница-природа. И, пожалуй, самое удивительное из них - вода. Ежедневно сотни миллионов людей встречаются с этим простейшим по химическому составу вещест­вом, совсем не задумываясь о его поразительных свойствах. Вода - и это знает каждый — необходима для существования животных и растений, для нашей собственной жизни. Известно, что органиче­ская жизнь на нашей планете зародилась в воде и развивается бла­годаря ей, точнее - благодаря содержащимся в водных растворах питательным элементам.

Вода не только способствовала зарождению органической жиз­ни на Земле. Она активно воздействовала на формы поверхности нашей планеты: быстро текущие потоки промывали рытвины и це­лые ущелья как в мягких, так и в твердых породах. Процессы изме­нения земной поверхности с участием воды происходят и сейчас: морской прибой, например, разрушает побережья; бурные горные реки обрушивают крутые берега; на отмелых участках рек и озер под влиянием течений появляются песчаные косы и намывные ост­рова».

(Большая энциклопедия природы. Вода и воздух. - С. 5-7.)

«По образному выражению академика А. А. Карпинского, «во­да - это живая кровь, которая создает жизнь, где её не было». А по мнению выдающегося геохимика А. Е. Ферсмана, «вода является самым важным минералом на Земле, без которого нет жизни».

В настоящее время воду изучают почти все естественные науки - физика, химия, океанология, гидрология, метеорология, биохимия и др. Однако вода до сих пор хранит много тайн и обладает пока еще необъяснимыми свойствами. Уже две с половиной тысячи лет человек не может объяснить замечательное свойство воды сущест­вовать в твердом, жидком и парообразном виде. Сам факт сущест­вования воды на Земле в трех фазах делает это вещество удиви­тельным и необыкновенным».


II.  Получение новых знаний.

1.    Понятие «водные ресурсы» учащиеся самостоятельно выпи­сывают в тетрадь из учебника (с. 84). Учитель только дает поясне­ния к этому понятию.

Учитель. Водные ресурсы - это не все природные воды. К вод­ным ресурсам относят те воды, которые можно использовать в хо­зяйстве. В настоящее время к водным ресурсам относят и слегка ми­нерализованные воды, которые можно использовать, например, для водопоя скота в засушливых областях. Историческое понятие «вод­ные ресурсы» все время расширяется, т. е. человек все больше ос­ваивает разные виды вод. Наиболее ценны поверхностные пресные воды рек, озер, болот, ледников, снежного покрова - основные ис­точники питьевого водоснабжения. Всего они составляют 45000 м3, но распределены очень неравномерно. В европейской части страны, где живет около 70 % населения, сосредоточено всего 20 % водных ресурсов. Подземные воды распределены более равномерно.

2.   Как используются водные ресурсы в хозяйственной деятель­ности человека, учащиеся самостоятельно разбирают по тексту учебника (с. 84-86). Можно предложить им составить схему, кото­рая бы кратко отражала этот вопрос. Учитель дополняет текст учебника своим рассказом.


Учитель. Сельское хозяйство потребляет пресной воды больше, чем другие отрасли народного хозяйства (58 %). Например, для выращивания тонны пшеницы требуется 1500 т воды, тонны риса - 7000 т.

В промышленности вода используется для растворения, сме­шивания, очищения и т. д. Наиболее водоемкими являются произ­водство искусственного волокна и шерстяных тканей, очистка неф­тепродуктов и металлургия. Для производства 1 т меди требуется

5    т воды, 1 т капрона - 5600 т, 1 т каучука - 1550 т.

Вода - это источник энергии. В наши дни гидроэнергетика иг­рает заметную роль в экономике страны. В России построены са­мые мощные гидроэлектростанции мира - Саяно-Шушенская, Крас­ноярская и Братская.

По водным путям дешевле перевозить пассажиров и грузы, легче проникать в отдаленные районы.

Потребности в чистой пресной воде постоянно увеличиваются. В среднем на одного жителя в нашей стране приходится 170 л в сутки, в больших городах - более 300 л.

3.   Влияние деятельности человека на водные ресурсы и про­блемы рационального использования воды обсуждаются школьни­ками в процессе беседы. Учителю важно не только сформировать знания, но и подвести учащихся к выводам, оценкам и пониманию необходимости сохранения чистоты природных вод как залога на­шего существования на Земле. Учитель обращает внимание уча­щихся на то, что каждый из них может внести свой вклад в реше­ние этих важных проблем.

«Основными причинами возникновения водного дефицита и сокращения водных ресурсов стали расточительство и загрязнение поверхностных и подземных вод. Особый вред природной среде наносят техногенные загрязнители - это отходы производства и различные химические элементы, входящие в состав продукции.

Распашка земель, вырубка лесов, осушение болот в бассейнах рек приводят к изменению водного режима рек, пересыханию клю­чей и родников. При неправильном применении удобрений и мно­гократном превышении норм значительная часть их смывается в водоемы и просачивается в подземные воды, что приводит к хими­ческому загрязнению рек и озер. Лесосплав ведет к загрязнению рек топляком (утонувшие стволы деревьев) и продуктами его гние­ния. При наличии нефтяного загрязнения водоемы гибнут.

По данным Всемирной организации здравоохранения, употреб­ление загрязненной воды вызывает 80 % всех заболеваний.

Качество - это характеристика состава и свойств воды, опре­деляющая возможность ее использования для различных нужд че­ловека. Анализ качества воды выполняют гидрохимические лабо­ратории. При этом определяются такие показатели, как температу­ра, запах, вкус, прозрачность, мутность, содержание вредных ве­ществ, кишечных палочек и т. д. Содержание в воде вредных ве­ществ должно соответствовать предельно допустимым концентра­циям (ПДК), т. е. гигиеническим нормативам. Для промышленных предприятий разработаны нормы предельно допустимых выбросов (ПДВ) - максимальных количеств веществ в сточных водах, допус­тимых для сброса в единицу времени с учетом способности водо­ема к самоочищению.

В охране водных ресурсов большую роль играет строительство очистных сооружений, внедрение метода оборотного водоснабже­ния в производстве, регулирование стока рек, очистка вод, дна рек, озер, перепрофилирование экологически опасных производств и другие водоохранные мероприятия.

И все же предпринимаемые в настоящее время природоохран­ные меры, а также существующая в России система контроля не обеспечивают экологическую безопасность. Загрязнение воды про­должает наносить материальный и моральный ущерб».

(Бенькович Т. М. и др. Опорные конспекты в обучении геогра­фии России: 8 кл.-С. 64-65.)

4.  При изучении опасных явлений, связанных с водами, следует напомнить учащимся, что это такие природные явления, которые проявляются как мощные разрушительные силы, не подвластные человеку и опасные для его жизни, здоровья, деятельности. С во­дой связаны оползни, сели, лавины, эрозия, наводнения, цунами. Некоторые из них были рассмотрены ранее при изучении рельефа, снежного покрова. Все эти стихийные бедствия возникают и неза­висимо от человека и под его влиянием. Человек в процессе своей хозяйственной деятельности (освоение труднодоступных террито­рий, разработка месторождений полезных ископаемых, осушение болот, строительство и т. д.) бесцеремонно вторгается в естествен­ные процессы, нарушая природное равновесие и провоцируя сти­хийные бедствия.

На этом этапе урока можно выслушать заранее подготовленные учащимися сообщения. Учителю следует обратить внимание на то, что стихийные явления, связанные с водами, требуют тщательного изучения и применения разнообразных средств защиты для пре­дотвращения экономического ущерба и сохранения жизни и здоро­вья людей.

5.  При изучении вод своей местности можно использовать ви­деофрагменты, посвященные рекам и другим водным объектам.

III.   Закрепление материала.

При наличии свободного времени на уроке учитель может ис­пользовать следующие вопросы для закрепления знаний.

1.  Какие науки изучают свойства и роль воды в природе и жиз­ни человека?

2.  Какое свойство воды до сих пор не может объяснить наука?

3.  Какую роль играет вода в природе?

4.  В каких отраслях хозяйства применяются водные ресурсы?

5.  Как называются самые мощные гидроэлектростанции Рос­сии?

6.  Каковы последствия разрушительной деятельности воды?

7.  Какие производства являются наиболее водоемкими?

8.  В чем заключаются причины водного дефицита, сокращения и загрязнения водных ресурсов?

9.  Каким образом осуществляется в стране анализ качества воды?

10.    Что означают такие показатели, как ПДК, ПДВ?

11.    Какие меры способствуют охране вод от загрязнения?

IV.Подведение итогов урока.

Домашнее задание
Категория: ГЕОГРАФИЯ | Добавил: tineydgers | Теги: открытый урок, ФГОС, методсовет, разработка урока, план-конспект урока, готовые конспекты уроков скачать, педсовет, современный урок, Образовательный
Просмотров: 335 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
» УРОКИ ПАНА ФИЗИКА

» УРОКИ ПАНА АСТРОНОМА

ИЛЛЮСТРИРОВАННАЯ
   ИСТОРИЯ АСТРОНОМИИ


НАУЧНЫЕ ОПЫТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


КТО ЕСТЬ КТО В МИРЕ ЗВЕЗД
   И ПЛАНЕТ

» УРОКИ ОБЖ

БЕЗОПАСНОСТЬ НА ВОДЕ

ТЕХНОГЕННЫЕ УГРОЗЫ.
   РАЗЛИЧНЫЕ АВАРИИ


ТЕХНОГЕННЫЕ УГРОЗЫ.
   РАДИАЦИОННЫЕ И
   ХИМИЧЕСКИЕ АВАРИИ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ
   К УРОКАМ ОБЖ. 5 КЛАСС


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ
   К УРОКАМ ОБЖ. 6 КЛАСС


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ
   К УРОКАМ ОБЖ. 7 КЛАСС


ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ
   ПО ОБЖ В 9 КЛАССЕ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ
   В 10-11 КЛАССАХ

» ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» НАЧАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА

ИСТОРИЯ РУССКОЙ АРМИИ

ИСТОРИЯ ВОЕННОГО ДЕЛА

САМЫЕ КРУПНЫЕ СРАЖЕНИЯ

О ВОЙНЕ

ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧКИ

» ГОТОВЫЕ ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

ХИМИЯ

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

ГЕОМЕТРИЯ

ЧЕРЧЕНИЕ

ОБЖ

» УЧИМСЯ С ПАНОМ ПОЗНАВАЙКОЙ
» ПАН ПОЗНАВАЙКА ОБО ВСЁМ
» МАСТЕРИМ С ПАНОМ ПОЗНАВАЙКО
» Форма входа

» Поиск
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ





Презентации к урокам


» Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2017 Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Каталог сайтов Всего.RU Каталог сайтов :: Развлекательный 
 
портал iTotal.RU Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов 

OpenLinks.RU TOP.zp.ua Яндекс цитирования