ПАН     ПОЗНАВАЙКА

Главная Мой профиль Выход           Четверг, 29.06.2017, 06:37
СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА  ГОЛОВОЛОМКИ ПАНА ПОЗНАВАЙКИ  ВЕЛИКИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
» ПРЕЗЕНТАЦИИ
» КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ХИМИЯ

ФИЗИКА

ЭКОЛОГИЯ

ОБЖ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ТЕХНОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

КЛАССНЫЙ ЧАС

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

» УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА

ПОЛНЫЙ КУРС РУССКОГО
   ЯЗЫКА


КИМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
   5 КЛАСС


КИМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
   6 КЛАСС


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
   ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В
   9 КЛАССЕ


ТЕМАТИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ.
   6 КЛАССЫ


ТЕСТИРОВАНИЕ В
   10-11 КЛАССАХ


СБОРНИК СОЧИНЕНИЙ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ

» УРОКИ ПАНА ИСТОРИКА
» УРОКИ ПАНА МАТЕМАТИКА
» БИОЛОГИЯ ОТ ПАНА БИОЛОГА
» УРОКИ ПАНА ХИМИКА

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО
   ХИМИЧЕСКИМ ЭЛЕМЕНТАМ


СПРАВОЧНИК ШКОЛЬНИКА
   ПО ХИМИИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ ХИМИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ И НЕ ТОЛЬКО


ОБЩАЯ И НЕОРГАНИЧЕСКАЯ
   ХИМИЯ В ВОПРОСАХ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
   УРОКАМ ХИМИИ.
   11 КЛАСС


ХИМИЯ БЕЗ ФОРМУЛ

ОПЫТЫ ПО ХИМИИ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ПО
   ХИМИИ.9 КЛАСС


ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ.
   9 КЛАСС


ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ.
   11 КЛАСС


КОМБИНИРОВАННЫЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ.
   9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   НОВОМ ФОРМАТЕ.
   9 КЛАСС


РАЗНОУРОВНЕВЫЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ.
   10 КЛАСС

» УРОКИ ПАНА ГЕОГРАФА
» Категории раздела
НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ [105]
РУССКИЙ ЯЗЫК [34]
ЛИТЕРАТУРА [164]
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК [44]
ИСТОРИЯ [28]
МАТЕМАТИКА [23]
ИНФОРМАТИКА [24]
БИОЛОГИЯ [40]
ГЕОГРАФИЯ [98]
ХИМИЯ [40]
ФИЗИКА [51]
ЭКОЛОГИЯ [13]
ОБЖ [50]
МХК [13]
МУЗЫКА [17]
ИЗО [10]
ТЕХНОЛОГИЯ [19]
ФИЗКУЛЬТУРА [19]
КЛАССНЫЙ ЧАС [28]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [23]
» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Файлы » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ » ГЕОГРАФИЯ

Урок географии в 8 классе "УРАЛ: КАМЕННЫЙ ПОЯС РОССИИ"
27.01.2016, 11:06

Задачи: сформировать знания о природе Кавказа, показать своеобразие региона; рассказать об образовании Кавказа, современ­ных рельефообразующих процессах, вертикальной поясности и при­родных ресурсах; способствовать формированию самостоятельности суждений школьников при решении познавательных задач.


I. Проверка знаний и умений по теме «Природные комплек­сы Русской равнины».

Проверка знаний и умений должна занять минимум времени, поэтому предлагаемые варианты носят фронтальный характер:

1. Географический диктант на проверку номенклатуры.

На доске записаны объекты номенклатуры. Для первого и второ­го вариантов поставлены порядковые номера. Запись выглядит так:

Учитель дает определения в такой последовательности, которая не совпадает с написанной на доске. Учащиеся записывают номер прочитанного определения.

Определения можно зачитывать в следующем порядке:

1)                 Возвышенность, протянувшаяся вдоль правого берега Волги.

2)                 Плоская равнина, расположенная ниже уровня океана, на её территории находится нижнее течение Волги.

3)                 Река, берущая начало в Уральских горах и впадающая в Ба­ренцево море.

4)                 Возвышенность, протянувшаяся по параллели 60° с. ш.

5)                 Озеро, по которому проходит граница с Эстонией.

6)                 Река, соединенная с Волгой каналом.

7)                 Возвышенность, расположенная в левобережной части бас­сейна Волги.

8)                 Озеро на юге от Санкт-Петербурга, на его берегу находится Великий Новгород.

9)                 Возвышенность, расположенная к югу от Москвы и протя­нувшаяся до Белгородской области.

10)             Река, впадающая в Северное море.


Ответы:

I                     вариант - 2, 5, 8, 1, 9, 7, 3, 10,4.

II                  вариант - 9, 6, 3, 10, 2,4, 8, 1, 7.

2.                  Работа с картой. Эта форма позволяет не только проверить знания, но и закрепить навыки определения объектов по географи­ческим координатам

На доске записаны координаты объектов, которые должны оп­ределить учащиеся. Запись выглядит так:

Ответы:

I                     вариант - Приволжская возвышеность, Северные Увалы, Прикаспийская низменность, Северная Двина, Онежское озеро.

II                  вариант - Общий Сырт, Среднерусская возвышенность, Приволжская возвышенность, озеро Баскунчак, Волга.


Определения можно зачитывать в следующей последователь­ности:

1)                 Горячие и сухие ветры.

2)                 Скопления обломков горных пород, перенесенных ледником и отложенных на месте его таяния.

3)                 Древние приледниковые низменные равнины, образованные осадками, выносимыми из-под тающего древнего ледника.

4)                 Приподнятое междуречье, покрытое лесом из дуба, граба и бука.

5)                 Почвы, содержащие в верхних слоях растворимые соли, ко­торые в засушливый период года выступают на поверхность.

6)                 Участок территории, на котором сохраняется в естественном виде весь природный комплекс.

7)                 Ложбины, вытянутые в длину, с задернованными пологими склонами.

8)                 Острова леса, состоящего в основном из дуба, расположены среди степных пространств Восточно-Европейской равнины.

9)                 Размыв или смыв горных пород и почв текучей водой.

10)             Обширные области земной коры, отличающиеся устойчи­востью.

11)             Система мероприятий, направленных на улучшение водно­го режима территории в целях создания благоприятных условий для сельского хозяйства.

12)             Формы поверхности, представляющие большие промоины с крутыми стенками.

13)             Места выходов кристаллического фундамента платформы на поверхность земли.

14)             Огромное количество комаров и мошек.

15)             Рыхлая, пористая горная порода светло-желтого цвета, со­стоящая из очень мелких пылеватых частиц глины, песка и углеки­слой извести.

Ответы:

I                     вариант-6, 13, 9, 11, 12, 15, 10, 14, 4, 1,7, 3,2, 8,5.

II                   вариант - 10, 3, 7, 5, 4, 1, 6, 2, 12, 15, 9, 13, 14, 8, 11.

II.                 Получение новых знаний.

В процессе вводной беседы учитель объясняет учащимся зада­чи и структуру урока, чем будут заниматься.

Групповая творческая работа заключается в том, что класс де­лится на несколько групп по 4 - 5 человек. Группы изучают общие сведения о Кавказе и какой-то один природный комплекс, отвечают на вопросы, предложенные в конверте с заданиями, заполняют контурную карту в рабочей тетради. Учащиеся работают самостоя­тельно, учитель выступает в роли координатора и консультанта, также в каждую группу назначается более сильный ученик-эксперт.

Учитель. Для работы на сегодняшнем уроке я предлагаю вам объединиться в группы по 5 человек. Каждый из вас будет специа­листом определенного профиля: картограф, геолог, климатолог, биолог-почвовед и эколог. Чем занимаются эти специалисты?

• Картограф определяет географическое положение региона;

• геолог изучает строение, состав и историю формирования земной коры;

• климатолог-гидрограф характеризует климат территории и природные явления, связанные с климатом, а также элементы гид­рографии;

• биолог-почвовед - это специалист по растительному и жи­вотному миру, также он изучает почвенный покров территории;

• эколог изучает взаимоотношения живых организмов с окру­жающей средой и определяет степень антропогенной нагрузки на территорию.

Таким образом, в процессе совместной работы вы всесторонне изучите Северный Кавказ и увидите, насколько интересен и зага­дочен этот природный регион.

Для работы в группах вам даны инструкции и дидактический материал, который поможет выполнять задания.

Итак, за работу!

1. Достаньте содержимое из конвертов, изучите задания и ин­струкции, просмотрите дидактический материал.

2. Распределите задания в группе, каждый должен определить свою специализацию.

3. Выполните задания.

4. Подготовьтесь к докладу.

СОДЕРЖИМОЕ КОНВЕРТОВ

Задания:

Картограф.

1. Определите географическое положение Северного Кавказа и его влияние на особенности природы:

а) на стыке литосферных плит,

б) на границе климатических поясов,

в) на контакте влажных воздушных масс Атлантики и Среди­земноморья и сухих континентальных воздушных масс внутренних областей Евразии,

г)  на перешейке между двумя морями,

д)  на стыке различных флористических и фаунистических про­винций.

2.  С какими государствами проходит граница России по Кавказу?

3. Чем географическое положение Кавказа отличается от гео­графического положения Восточно-Европейской равнины? Как это отражается на различиях в природных условиях?

3. Определите происхождение некоторых географических на­званий Северного Кавказа, используя школьный топонимический словарь.

•  Геолог.

1.  По картам атласа и геологическим про­филям определите, какие крупные тектонические структу­ры выделяются в пределах Кавказа. Установите, породами какого возраста сложена каждая из структур и как они размещены по её пространству.

2. Используя дидактический материал, расскажите, как образо­вались Кавказские горы, какова их геологическая история.

3. По рисунку учебника и физической карте атласа (с. 39) расскажите об особенностях рельефа Северного Кавказа. Используя дидактический материал, объясните, под влиянием ка­ких факторов формировался современный рельеф зоны.

4. Какими полезными ископаемыми богат Северный Кавказ? Ка­ким геологическим структурам соответствуют полезные ископаемые осадочного и магматического происхождения? Какие полезные ис­копаемые добываются в Предкавказском краевом прогибе?

•  Климатолог-гидрограф.

1. Охарактеризуйте климатические особенности Северного Кавказа по картам атласа и тексту учебника.

2. Определите, есть ли в предгорной части Северного Кавказа какие-либо преграды на пути арктических и воздушных масс, тро­пических.

3. Проанализируйте, как распределяются осадки на Северном Кавказе. Объясните причины этого распределения.

4. Выявите отличительные черты высокогорного климата.

5. Назовите крупнейшие реки Северного Кавказа. По таблице «Основные реки Кавказа» охарактеризуйте их. Как они использу­ются человеком?

Биолог-почвовед.

1.Определите почвы Северного Кавказа. Объясните зависи­мость типа почв от климатических характеристик и растительности зоны (использовать данные климатолога).

2.                  По рис. 66 на с. 176 охарактеризуйте высотную поясность Северного Кавказа. Какие отличия наблюдаются в смене высотных поясов на западных и восточных склонах? Чем это можно объяс­нить? Известно, что нижняя линия снегов и льдов на Восточном Кавказе расположена на 300 - 400 м выше, чем на Западном Кавка­зе. Объясните это природное явление.

•  Эколог.

1. Дайте комплексную характеристику одного природного ком­плекса.

2.                  Укажите его хозяйственное использование.

3.                  Каковы последствия использования природных богатств зо­ны в хозяйстве?

4.                  Придумайте условные знаки мер по охране природы природ­ного комплекса.

Дидактический материал

Сотворение Большого Кавказа

Кто не восхищался горами Большого Кавказа? Поднебесные сверкающие вершины - «престолы вечные снегов», причудливые скалы, зияющие пропасти, водопадистые реки - все это останется в памяти на всю жизнь.

Испокон веков люди стремились понять: какие силы создали это разнообразие и красоту? Еще в 1834 году поэт П. А. Катенин спрашивал:

Цепь пресловутая воспетого Кавказа!..

Творенье божье ты иль чертова проказа?

Согласно теории тектоники литосферных плит в конце проте­розойской эры (800 - 600 млн. лет назад) толщи осадочных и вул­канических пород, слагавших дно океана Тетис, подверглись силь­нейшему сжатию, складкообразованию, метаморфизму, разрывам. По трещинам в них внедрялась раскаленная магма. В зоне контакта с ней горные породы переплавлялись и перекристаллизовывались. Так на дне океана образовалась жесткая кристаллическая глыба - ядро будущего Кавказа.

В каменноугольном и пермском периодах (325 - 300 млн лет назад) кристаллическое ядро Кавказа испытало поднятие и под­верглось крупным продольным и поперечным разломам. По обра­зовавшимся трещинам с больших глубин поднимались магма, вы­сокотемпературные растворы и газы. При их остывании образовы­вались жильные месторождения медноколчеданной руды и других полезных ископаемых.

В середине юрского периода (175 - 165 млн. лет назад) Кавказ, покрытый океаном Тетис, пережил киммерийскую складчатость. Цепь подводных и надводных вулканов протянулась тогда на мно­гие километры вдоль гребня Кавказского ядра. Остатки одного из подводных вулканов хорошо сохранились, например, на вершине горы Индюк в Туапсинском районе.

В промежутке времени от 15 до 5 млн. лет назад под напором сближающихся литосферных плит произошло (и продолжается ны­не) грандиозное сводовое воздымапие Кавказа. Поднятие сопрово­ждалось оживлением старых и возникновением новых продольных и поперечных разломов, разбивших земную кору на отдельные блоки. По направлению разломов опять поднимались магма и ру­доносные растворы, образовавшие ряд месторождений полезных ископаемых (Садонское и Буронское месторождения свинцово­цинковых руд в Республике Алании; Тырныаузское месторождение вольфрамо-молибденовых руд в Кабардино-Балкарии; ртутные ме­сторождения - Первальное, Сахалинское, Белокаменное в Красно­дарском крае и др.).

Порой магма достигала земной поверхности и образовывала вулканы, например Эльбрус и Казбек. Глубинные трещины и ныне облегчают выход лечебных вод, которыми славится Кавказ (угле­кислые источники Минеральных Вод, Боржоми; сероводородные воды Мацесты, Горячего Ключа; радоновые воды Цхалтубо; йо­добромные воды Майкопа, Хадыженска, Апшеронска и др.).

Одновременно с поднятием продольного свода Кавказа у его подножий опускались передовые прогибы - Западно-Кубанский, Терско-Каспийский, Рионский, Куринский. К прогибам приуроче­ны нефтеносные пески. Основные нефтегазоносные районы Кавка­за сосредоточены в Западно-Кубанском, Терско-Каспийском и Куринском прогибах.

Чем выше поднимаются горы, тем интенсивнее идет их разру­шение, тем больше рыхлого материала сносится с них и отклады­вается в предгорных прогибах и морях. В частности, в Западно- Кубанском прогибе, где течет р. Кубань, максимальная мощность осадков, накопившихся за альпийский цикл поднятия Кавказских гор, достигает 9 км. Это ли не показатель беспримерного могуще­ства внешних сил!

По мнению большинства исследователей Кавказа, высокогор­ный рельеф этой горной страны существует 7-8 млн лет. Хотя внешние силы интенсивно разрушают его, но разрушение и сниже­ние гор компенсируется их поднятием, которое продолжается и в настоящее время. Эльбрус и Казбек поднимаются со скоростью 10-13 мм в год, Ставропольская возвышенность - до 4, Фишт- Оштеновский массив и Лагонакское нагорье - 8 - 10.

На работу в группах отводится целый урок. Учащиеся выпол­няют задания, отвечают на вопросы, консультируются у учащихся- экспертов и учителя, заполняют контурную карту.

На следующем уроке каждая группа отчитывается о проделанной работе. Для этого в начале урока проходит жеребьев­ка: каждая команда вытягивает жетон, на котором написано, какой специалист от группы будет выступать со своим вопросом, напри­мер, группа № 1 представляет геолога, группа № 2 - климатолога и т. д. За качественно полное выступление группа получает 10 бал­лов. После выступления специалисты-коллеги могут задать вопро­сы. Если выступающий отвечает, группа получает 1 балл за каж­дый ответ, если нет - балл переводится на счет группы, которая задавала вопрос. Ученые-экологи выступают в обязательном по­рядке от каждой группы с рассказами о природных комплексах Кавказа. Им могут задавать вопросы любые учащиеся, независимо от своей специализации. В итоге выигрывает команда, которая на­брала наибольшее число баллов.

III. Подведение итогов урока.

Домашнее задание
Категория: ГЕОГРАФИЯ | Добавил: tineydgers | Теги: открытый урок, ФГОС, методсовет, разработка урока, план-конспект урока, готовые конспекты уроков скачать, педсовет, современный урок, Образовательный
Просмотров: 383 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» УРОКИ ПАНА ФИЗИКА

» УРОКИ ПАНА АСТРОНОМА

ИЛЛЮСТРИРОВАННАЯ
   ИСТОРИЯ АСТРОНОМИИ


НАУЧНЫЕ ОПЫТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


КТО ЕСТЬ КТО В МИРЕ ЗВЕЗД
   И ПЛАНЕТ

» УРОКИ ОБЖ

БЕЗОПАСНОСТЬ НА ВОДЕ

ТЕХНОГЕННЫЕ УГРОЗЫ.
   РАЗЛИЧНЫЕ АВАРИИ


ТЕХНОГЕННЫЕ УГРОЗЫ.
   РАДИАЦИОННЫЕ И
   ХИМИЧЕСКИЕ АВАРИИ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ
   К УРОКАМ ОБЖ. 5 КЛАСС


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ
   К УРОКАМ ОБЖ. 6 КЛАСС


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ
   К УРОКАМ ОБЖ. 7 КЛАСС


ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ
   ПО ОБЖ В 9 КЛАССЕ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ
   В 10-11 КЛАССАХ

» ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» НАЧАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА

ИСТОРИЯ РУССКОЙ АРМИИ

ИСТОРИЯ ВОЕННОГО ДЕЛА

САМЫЕ КРУПНЫЕ СРАЖЕНИЯ

О ВОЙНЕ

ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧКИ

» ГОТОВЫЕ ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

ХИМИЯ

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

ГЕОМЕТРИЯ

ЧЕРЧЕНИЕ

ОБЖ

» УЧИМСЯ С ПАНОМ ПОЗНАВАЙКОЙ
» ПАН ПОЗНАВАЙКА ОБО ВСЁМ
» МАСТЕРИМ С ПАНОМ ПОЗНАВАЙКО
» Форма входа

» Поиск
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ





Презентации к урокам


» Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2017 Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Каталог сайтов Всего.RU Каталог сайтов :: Развлекательный 
 
портал iTotal.RU Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов 

OpenLinks.RU TOP.zp.ua Яндекс цитирования