ПАН     ПОЗНАВАЙКА

Главная Мой профиль Выход           Среда, 26.04.2017, 07:02
СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА  ГОЛОВОЛОМКИ ПАНА ПОЗНАВАЙКИ  ВЕЛИКИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
» ПРЕЗЕНТАЦИИ
» КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ХИМИЯ

ФИЗИКА

ЭКОЛОГИЯ

ОБЖ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ТЕХНОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

КЛАССНЫЙ ЧАС

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

» УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА

ПОЛНЫЙ КУРС РУССКОГО
   ЯЗЫКА


КИМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
   5 КЛАСС


КИМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
   6 КЛАСС


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
   ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В
   9 КЛАССЕ


ТЕМАТИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ.
   6 КЛАССЫ


ТЕСТИРОВАНИЕ В
   10-11 КЛАССАХ


СБОРНИК СОЧИНЕНИЙ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ

» УРОКИ ПАНА ИСТОРИКА
» УРОКИ ПАНА МАТЕМАТИКА
» БИОЛОГИЯ ОТ ПАНА БИОЛОГА
» УРОКИ ПАНА ХИМИКА

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО
   ХИМИЧЕСКИМ ЭЛЕМЕНТАМ


СПРАВОЧНИК ШКОЛЬНИКА
   ПО ХИМИИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ ХИМИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ И НЕ ТОЛЬКО


ОБЩАЯ И НЕОРГАНИЧЕСКАЯ
   ХИМИЯ В ВОПРОСАХ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
   УРОКАМ ХИМИИ.
   11 КЛАСС


ХИМИЯ БЕЗ ФОРМУЛ

ОПЫТЫ ПО ХИМИИ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ПО
   ХИМИИ.9 КЛАСС


ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ.
   9 КЛАСС


ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ.
   11 КЛАСС


КОМБИНИРОВАННЫЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ.
   9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   НОВОМ ФОРМАТЕ.
   9 КЛАСС


РАЗНОУРОВНЕВЫЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ.
   10 КЛАСС

» УРОКИ ПАНА ГЕОГРАФА
» Категории раздела
НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ [105]
РУССКИЙ ЯЗЫК [34]
ЛИТЕРАТУРА [164]
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК [44]
ИСТОРИЯ [28]
МАТЕМАТИКА [23]
ИНФОРМАТИКА [24]
БИОЛОГИЯ [40]
ГЕОГРАФИЯ [98]
ХИМИЯ [40]
ФИЗИКА [51]
ЭКОЛОГИЯ [13]
ОБЖ [50]
МХК [13]
МУЗЫКА [17]
ИЗО [10]
ТЕХНОЛОГИЯ [19]
ФИЗКУЛЬТУРА [19]
КЛАССНЫЙ ЧАС [28]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [23]
» Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Главная » Файлы » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ » ГЕОГРАФИЯ

Урок географии в 8 классе «СТИХИЙНЫЕ ПРИРОДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ, ПРОИСХОДЯЩИЕ В ЛИТОСФЕРЕ»
14.02.2016, 12:00
Задачи: дать представление об оползнях, селях, обвалах; расширить знания учащихся о вулканизме и землетрясениях как результате внутренних тектонических процессах; раскрыть влия­ние внешних и внутренних процессов на жизнь и хозяйственную деятельность человека.

Ход урока

I.     Проверка знаний и умений по теме «Развитие форм рель­ефа».

1.   Фронтальная беседа по основным вопросам предыдущего урока с использованием таблицы «Рельефообразующие факторы и создаваемые ими формы рельефа».

2.   Диктант для проверки знаний ключевых слов.

1)  Формы рельефа, образовавшиеся в результате действия ветра.

2)  Процессы, источником которых является тепловая, химиче­ская, радиоактивная энергия недр Земли.

3)           В     этих процессах проявляется непосредственное действие силы тяжести.

4)      Обломки горных пород, отложенные или переносимые дви­жущимся ледником.

5)  Отвалы пустой породы, имеющие коническую форму.

6)  Формы рельефа, созданные в результате деятельности чело­века.

7)  Процессы, протекающие за счет солнечной энергии, посту­пающей на Землю.

8)  Формы рельефа, созданные подземными водами.

9)  Территория, непригодная для земледелия с густой сетью разветвленных оврагов.

10)                     Толчки и колебания с образованием смещений и трещин земной поверхности вследствие тектонических движений.

Ответы:

1     вариант - 7, 1, 4, 6, 9, 8, 2, 5, 10, 3.

2     вариант - 4, 10, 7, 5, 2, 3, 9, 6, 1, 8.

II.     Вводная беседа и подготовка к восприятию новых зна­ний.

В процессе фронтальной беседы по вопросам предыдущего урока учитель подводит учащихся к выводу о постоянном измене­нии и развитии рельефа под действием не только внутренних и внешних процессов, но и деятельности человека. В совокупности эти три группы рельефообразующих факторов формируют все мно­гообразие форм рельефа. Однако очень часто процессы рельефооб- разования происходят стихийно, тем самым представляя большую опасность для человека.

III.  Получение новых знаний.

1.      Наиболее опасными стихийными явлениями, происходящи­ми в литосфере, являются землетрясения и вулканизм. Они всегда влекут за собой не только огромные разрушения, но и большие че­ловеческие жертвы. Так как учащиеся уже имеют представление об этом, желательно выслушать тех, кто подготовил сообщения по этому вопросу (домашнее задание урока 6). Можно использовать видеофрагменты, иллюстративный материал и дополнительные факты из различных источников.

Ключевые слова необходимо записать в тетрадь.

Землетрясение - это толчки и колебания с образованием сме­щений и трещин земной поверхности вследствие тектонических движений. Продолжительность землетрясения - секунды, редко до минуты. Внешние проявления землетрясения оцениваются по 12- балльной шкале. Незаметные толчки, выявляемые только прибора­ми, - 1 балл; умеренные толчки - дребезжание стекол, раскачива­ние люстр - 4 - 5 баллов; сильные толчки - появление трещин в стенах -6-7 баллов; катастрофические толчки разрушают здания, раскалывают земную поверхность - 8 - 10 баллов; при землетрясе­ниях в 11 - 12 баллов смещаются земные блоки, изменяется рель­еф, разрушается все вокруг.

Всё затряслось, от кремнистых подошв до верхов многовод­ных...

В ужас пришёл под землёю Аид, преисподней владыка.

В ужасе с трона он вспрянул и громко вскричал, да над ним бы

Лона Земли не разверз Посейдон, потрясающий Землю,

И жилищ бы его не открыл и бессмертным и смертным...

Так почти за 3 тыс. лет до наших дней великий певец древности Гомер описал в «Илиаде» страх, наводимый землетрясением на про­стых смертных, героев, владык и даже самих бессмертных богов.

А вот рассказ молодой женщины о совсем недавних событиях: «...Раздался оглушительный звук, похожий на взрыв, вмиг всё за­дрожало и зазвенело. Гул ещё не затих, как начало раскачиваться здание... Меня бросало по коридору от одной стены к другой... вдруг провалился пол, и люди с отчаянными криками полетели в пропасть». Подобных описаний за тысячи лет накопилось множе­ство».

(Энциклопедия для детей: Т. 4 (Геология) - с. 252.)

Вулканизм - процессы и явления, происходящие в недрах и на поверхности земной коры в связи с перемещением магмы. На по­верхности Земли он проявляется в виде вулканов, извергающих лавы, газы, пепел, обломки горных пород (бомбы, лапилли), или трещин со спокойным излиянием лав.

«Ключевская Сопка - самый высокий вулкан Камчатки: 4750 м над уровнем океана. Но он не единственный на полуострове, их много.

Вулканы дымятся, а время от времени изливают лаву. Для каж­дого вулкана настает час, когда под раскаты подземного гула высо­ко в небо поднимается черный столб, освещаемый снизу, из крате­ра, багровым пламенем; потом начинают сверкать стрелы молний, обрушиваться на землю дождь из пепла, град раскаленных камен­ных бомб, и огненные реки изливаются из жерла вулкана, пенясь и шипя, источая сильный запах серы.

...Перелезая с камня на камень, мы взобрались на гребень кра­тера, заглянули в него. Кое-где на дне, заваленном вулканическими бомбами, курились легкие дымки: это из крохотных трещинок про­рывалось дыхание недр. Мы осторожно спустились. И вот мы на дне. Надо ли говорить, что мы чувствуем себя героями. В тех мес­тах, откуда поднимаются дымки, дно настолько горячо, что, при­ложив к камням руки, мы тут же отдёргиваем их...

Я села на большую круглую бомбу. Глубокую тишину наруша­ло только лёгкое шипение горячих струй. Вот вокруг меня камни. Мы привыкли к тому, что камни, с которыми мы встречаемся каж­дый день, имеют многомиллионный возраст. Камни, которые ок­ружали меня, только что появились на свет. Это новорожденные камни. Некоторым из них, возможно, всего лишь 2-3 года. А до того времени они были не камнями, а огненным расплавом, магмой с температурой в несколько тысяч градусов. Трудно представить себе, что ещё совсем недавно дно кратера, по которому мы так смело ходим, было гигантским котлом, в котором кипела и бурлила ослепительно яркая жидкость - расплав камней».

(Карпов Г. В. и др. Хрестоматия по физической географии СССР. - С. 298 - 304.)

«Когда самолет подлетает к городу Петропавловск-Камчатский, в иллюминаторе открывается панорама снежного вулкана Авачин- ский, высота которого 2751 м. Этот вулкан находится как бы в при­городе Петропавловска, всего в 30 км от центра. Жители города видят его каждый день, и он является неотъемлемой частью город­ского пейзажа. Красота этого вулкана обманчива - он является од­ним из наиболее активных вулканов Камчатки. За последние 230 лет Авачинский извергался 16 раз. Всегда над вулканом курятся дым и пар, напоминая жителям города, что он «жив». Последнее, довольно мощное извержение Авачи наблюдалось в феврале 1945 года. Внезапно началась серия мощных взрывов, поднявших облака газов и пепла на высоту до 8 км. В этих клубящихся тучах сверкали молнии, слышался непрерывный грохот. Было такое впечатление, что с гигантского самосвала сваливают каменные глыбы. Западный ветер погнал тучу пепла на восток, в сторону Тихого океана. На суше выпал слой пепла толщиной примерно 0,5 м, который погу­бил растительность в полосе, затронутой пеплопадом. Если учесть, что все это сопровождалось неоднократными землетрясениями, то можно представить состояние жителей Петропавловска, наблю­давших извержение вулкана рядом с городом и ощущавших непре­рывные сотрясения почвы у себя под ногами. Однако извержение прекратилось довольно быстро, и люди успокоились».

«Самая северная из огнедышащих гор Камчатки - это вулкан Шивелуч, возвышающийся на 3335 м на левом берегу реки Кам­чатки. Вулкан очень активный, с «буйным норовом». Ранним утром 12 ноября 1964 года он совершенно неожиданно взорвался, выбро­сив тучи пепла на высоту 15 км. В них непрерывно сверкали мол­нии, грохотал гром. Пепловая туча быстро перемещалась в сторону побережья Тихого океана и через час накрыла городок Усть- Камчатск. Далее она двинулась к Командорским островам. Пепел падал в полной темноте и столь обильно, что на каждом квадрат­ном метре его оказалось почти 30 кг. Всего было выброшено более

1,5  км3 пепла. Извержение продолжалось около часа. После него на месте главной вершины вулкана образовался кратер глубиной 700 - 800 м и диаметром до 3 км.


Взрывная волна со скоростью 300 м/с распространилась на площади в десятки км2 и уничтожила лес. Сила взрыва была такова, что глыбы весом до 3 тыс. т летели на расстояние от 2 до 12 км. Пепел мгновенно растопил снег на склонах вулкана. Потоки грязи и камней ринулись в долину, сметая все на своем пути. Лавина го­рячих камней разного размера засыпала мощную реку, образовав подобие широкой взлётной полосы аэродрома. Извержение, про­должавшееся столь короткое время, наделало бы много бед, если бы произошло в другом месте; хорошо, что этот район оказался малонаселенным».

(Энциклопедия для детей: т. 4(Геология). — С. 201 - 202.)

2.   Экзогенные процессы рельефообразования тоже часто носят стихийный характер. Особое внимание следует обратить на изуче­ние оползней и селей.

Оползень - отрыв и сползание под влиянием силы тяжести вниз по склону рыхлого или плотного блока горной породы без существенного нарушения структуры сползшей части. Оползни чаще происходят в отложениях, где водопроницаемые слои сменя­ются водоупорными, лежащими выше уровня воды в реках и водо­емах. При насыщении водой водопроницаемого слоя блок утяжеля­ется и начинает двигаться по водоупорному слою, по верхней плоскости которого идет внутригрунтовый сток. При оползании в склоне образуется полукольцевая выемка (оползневый цирк), а у подножия - короткие наклоненные в сторону склона террасы. Вы­зываются оползни от перегрузки постройками, чрезмерного полива полей, вырубки леса и даже усиленного выпаса скота. Оползни приносят большой ущерб всякому хозяйству и сохранности земель; борьба с оползнями ведется различными путями. Это - сохранение естественной растительности вдоль бровки склонов, лесопосадки, укрепление берегов. В России оползни довольно часто происходят в Поволжье - в Саратовской области, в районе Волгограда, на бере­гах Дона, Цимлянского водохранилища, в долине Кубани, во мно­гих районах Сибири.

«Нижегородская летопись первой половины XV века рассказы­вает о грандиозном сползании берега в районе Нижнего Новгорода. Случилось это ночью, и множество людей погибло. В летописи сказано: «...как оползла гора от места, где стоял Печерский мона­стырь, и вышла в Волгу, и суда, которые были под монастырем на воде, оказались на берегу». Город Васильсурск, стоявший у места

3   Географии России, 8 кл.

впадения реки Суры в Волгу, в результате грандиозного оползня в 1556 году был полностью уничтожен.

Оползни на правом берегу Волги наблюдаются и сейчас. Инже- неры-геологи разработали меры по укреплению берегов. Но все- таки оползни случаются. Так, в Ульяновске 29 июля 1955 года ог­ромный оползень площадью 1 км2 опустился на 3 м и сдвинулся на

3,5  м. Были разорваны железнодорожные пути, сломан деревянный мост, перекошены и разорваны трещинами здания».

(Ермошкина А. С. Уроки географии - с. 44.)

Сель - грязекаменный или грязевой поток по руслам горных рек или падей, возникающий во время сильных ливней или интен­сивного снеготаяния. Особенно опасны и разрушительны сели в резко континентальных зонах и после долгого сухого периода, ко­гда в процессе выветривания накапливаются массы обломочного материала на склонах долин. Сель переносит от 10 до 75 % камен­ного материала в объеме потока. Известны случаи переноса камен­ных глыб более 200 т.

Сель - стихийное бедствие, разрушающее пути сообщения, на­селенные пункты. Поля в предгорьях покрываются щебнем, сце­ментированным грязью и плотностью мало уступающим цементу.

Сели возникают в горах Кавказа, Сибири, Дальнего Востока. В районах, где существует селевая опасность, организованы специ­альные службы по изучению и прогнозированию этих явлений. Специалисты ведут постоянные наземные и аэрокосмические на­блюдения за условиями, способствующими образованию селей, составляют карты с обозначением районов селевой опасности. Ре­зультаты работы специалистов-селевиков очень важны при выборе мест для строительства дорог и мостов, линий электропередач, проведении нефте- и газопроводов, организации туризма, отдыха и лечения в горах и предгорных районах.

Для предупреждения селей осуществляется террасирование склонов, лесопосадка, сооружаются противоселевые плотины и дамбы.

«...Всё дно теснины - узкой глубокой речной долины с круты­ми склонами - завалено глыбами. Между ними сочится тоненький ручеёк. И так всё дальше, дальше вверх по течению, всё ближе к нависающим громадам заоблачных вершин. И вот ручеёк иссяк. Мы в самых верховьях. Сухое русло завалено огромными облом­ками скал, а вокруг разбросаны вырванные с корнем и поломанные кусты. Кто здесь хозяйничал? Может быть, после хорошего дождя соберётся много воды, которая могла бы вынести отсюда каменные глыбы? Ничего подобного. Между камнями недолго бегут неболь­шие струи, не способные сдвинуть их даже на миллиметр. Дейст­вительно, мирные ручейки и речки здесь ни при чём. В глубоких ущельях изредка возникает явление, сила которого во много раз превосходит силу водных потоков. Своей свирепостью и коварст­вом оно напоминает сказочного дракона, покрытого каменным панцирем. Большую часть времени это чудовище дремлет и копит силы, ожидая своего часа. Ужасно его пробуждение. С диким гро­хотом проносится вниз по ущелью грязекаменный поток - сель, который и несёт огромные глыбы.

Почему же вдруг небольшая речка или сухое русло превраща­ются в клокочущую массу жидкой грязи и камней? Причины бы­вают разные. Высоко в горах обвалы часто перегораживают реч­ную долину, и тогда выше по течению начинает накапливаться во­да и образуется озерцо. Плотина может оказаться непрочной и в конце концов рухнуть под напором воды. Тогда водяной вал обру­шивается вниз в долину, сдирая всё с её склонов и насыщаясь по дороге грязью и камнями. Плотину на несколько часов может соз­дать снежная лавина, сошедшая с горного гребня. Известно также много случаев, когда виновником трагедии был ледник, который выползал из долины притока и перегораживал реку. И опять тот же результат».

(Энциклопедия для детей: т. 4 (Геология). - С. 116.)

Лавина - снежный обвал в крутосклонных горах при обильном снежном покрове. Снежная масса, движущаяся с большой скоро­стью (20 - 30 м/с) вниз по склону горы. Предлавинная воздушная волна обладает огромной разрушительной силой, нанося удар до 60 - 100 т на 1 м2 вместе со снегом. Причины лавин - нарушение устойчивости снега из-за мощных снегопадов, дождей, снеготая­ния. Наиболее часты лавины на Кавказе, в Хибинах, на Сахалине.

Для предупреждения соскальзывания лавин снежный пласт разделяют на блоки различными стенками, обстреливают из ору­дий; над дорогами строят железобетонные галереи и навесы.

Обвал (камнепад) - это обрушивание крупных каменных глыб, обломков пород и просто свободное падение камней на горных склонах под действием силы тяжести. Причина: отделение от мате­ринской породы в результате выветривания, землетрясения, размы­ва поверхностными и подземными водами.

«В истории известны обвалы, приводившие к большим челове­ческим жертвам. Так, в 1608 году в Альпах обвалилась часть горы Монте-Конто, и в мгновение ока более 2 тысяч жителей деревни Плюр оказались погребёнными в своих домах под массой камней и грунта. Точно так же на Аппенинском полуострове под каменной лавиной исчез в VI веке городок Велейя со всеми его жителями, когда обвал произошел на склонах горы Ровинаццо. И таких при­меров можно привести много. Обвалы в горах - это хоть и обычное явление, но всегда грозное, нередко приводящее к катастрофам.

Почему же возникают обвалы? Почему горные породы, сла­гающие, казалось бы, монолитный и прочный массив, вдруг рассы­паются, как куча камней? Многие столетия обвалы объясняли тем, что Бог карает людей за грехи, обрушивая на них горы камней. Только недавно, в XIX веке, стало понятно, какие особенности рельефа и горных пород способствуют возникновению обвалов. Во-первых, для этого необходим горный, сильно расчленённый рельеф, причем с крутыми, нередко обрывистыми склонами. Во- вторых, породы должны быть разбиты трещинами, возникшими в результате действия либо эндогенных, либо экзогенных сил. Ины­ми словами, горный массив или его часть должны находиться в не­устойчивом состоянии, при котором достаточно небольшого толчка или сотрясения, чтобы куски и глыбы породы рухнули вниз.

(Энциклопедия для детей: т. 4 (Геология). - С. 148 - 149.)

IV.  Закрепление материала.

В качестве закрепления материала можно предложить учащим­ся нанести на контурную карту районы, в которых стихийные при­родные явления в литосфере происходят наиболее часто.

V.    Подведение итогов урока.

Домашнее задание
Категория: ГЕОГРАФИЯ | Добавил: tineydgers | Теги: открытый урок, ФГОС, методсовет, разработка урока, план-конспект урока, готовые конспекты уроков скачать, педсовет, современный урок, Образовательный
Просмотров: 329 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
» УРОКИ ПАНА ФИЗИКА

» УРОКИ ПАНА АСТРОНОМА

ИЛЛЮСТРИРОВАННАЯ
   ИСТОРИЯ АСТРОНОМИИ


НАУЧНЫЕ ОПЫТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


КТО ЕСТЬ КТО В МИРЕ ЗВЕЗД
   И ПЛАНЕТ

» УРОКИ ОБЖ

БЕЗОПАСНОСТЬ НА ВОДЕ

ТЕХНОГЕННЫЕ УГРОЗЫ.
   РАЗЛИЧНЫЕ АВАРИИ


ТЕХНОГЕННЫЕ УГРОЗЫ.
   РАДИАЦИОННЫЕ И
   ХИМИЧЕСКИЕ АВАРИИ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ
   К УРОКАМ ОБЖ. 5 КЛАСС


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ
   К УРОКАМ ОБЖ. 6 КЛАСС


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ
   К УРОКАМ ОБЖ. 7 КЛАСС


ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ
   ПО ОБЖ В 9 КЛАССЕ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ
   В 10-11 КЛАССАХ

» ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» НАЧАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА

ИСТОРИЯ РУССКОЙ АРМИИ

ИСТОРИЯ ВОЕННОГО ДЕЛА

САМЫЕ КРУПНЫЕ СРАЖЕНИЯ

О ВОЙНЕ

ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧКИ

» ГОТОВЫЕ ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

ХИМИЯ

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

ГЕОМЕТРИЯ

ЧЕРЧЕНИЕ

ОБЖ

» УЧИМСЯ С ПАНОМ ПОЗНАВАЙКОЙ
» ПАН ПОЗНАВАЙКА ОБО ВСЁМ
» МАСТЕРИМ С ПАНОМ ПОЗНАВАЙКО
» Форма входа

» Поиск
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ





Презентации к урокам


» Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2017 Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Каталог сайтов Всего.RU Каталог сайтов :: Развлекательный 
 
портал iTotal.RU Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов 

OpenLinks.RU TOP.zp.ua Яндекс цитирования