ПАН     ПОЗНАВАЙКА

Главная Мой профиль Выход           Среда, 23.08.2017, 14:39
СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА  ГОЛОВОЛОМКИ ПАНА ПОЗНАВАЙКИ  ВЕЛИКИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
» ПРЕЗЕНТАЦИИ
» КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ХИМИЯ

ФИЗИКА

ЭКОЛОГИЯ

ОБЖ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ТЕХНОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

КЛАССНЫЙ ЧАС

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

» УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА

ПОЛНЫЙ КУРС РУССКОГО
   ЯЗЫКА


КИМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
   5 КЛАСС


КИМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
   6 КЛАСС


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
   ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В
   9 КЛАССЕ


ТЕМАТИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ.
   6 КЛАССЫ


ТЕСТИРОВАНИЕ В
   10-11 КЛАССАХ


СБОРНИК СОЧИНЕНИЙ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ

» УРОКИ ПАНА ИСТОРИКА
» УРОКИ ПАНА МАТЕМАТИКА
» БИОЛОГИЯ ОТ ПАНА БИОЛОГА
» УРОКИ ПАНА ХИМИКА

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО
   ХИМИЧЕСКИМ ЭЛЕМЕНТАМ


СПРАВОЧНИК ШКОЛЬНИКА
   ПО ХИМИИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ ХИМИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ И НЕ ТОЛЬКО


ОБЩАЯ И НЕОРГАНИЧЕСКАЯ
   ХИМИЯ В ВОПРОСАХ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
   УРОКАМ ХИМИИ.
   11 КЛАСС


ХИМИЯ БЕЗ ФОРМУЛ

ОПЫТЫ ПО ХИМИИ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ПО
   ХИМИИ.9 КЛАСС


ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ.
   9 КЛАСС


ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ.
   11 КЛАСС


КОМБИНИРОВАННЫЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ.
   9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   НОВОМ ФОРМАТЕ.
   9 КЛАСС


РАЗНОУРОВНЕВЫЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ.
   10 КЛАСС

» УРОКИ ПАНА ГЕОГРАФА
» Категории раздела
НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ [105]
РУССКИЙ ЯЗЫК [34]
ЛИТЕРАТУРА [164]
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК [44]
ИСТОРИЯ [28]
МАТЕМАТИКА [23]
ИНФОРМАТИКА [24]
БИОЛОГИЯ [40]
ГЕОГРАФИЯ [98]
ХИМИЯ [40]
ФИЗИКА [51]
ЭКОЛОГИЯ [13]
ОБЖ [50]
МХК [13]
МУЗЫКА [17]
ИЗО [10]
ТЕХНОЛОГИЯ [19]
ФИЗКУЛЬТУРА [19]
КЛАССНЫЙ ЧАС [28]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [23]
» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Файлы » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ » ГЕОГРАФИЯ

Урок географии в 8 классе «РАЗВИТИЕ ФОРМ РЕЛЬЕФА»
14.02.2016, 12:02
Задачи: сформировать представление о взаимодействии внутренних и внешних процессов как источнике развития рельефа; познакомить с особенностями формирования рельефа на террито­рии России в целом и Волгоградской области в частности; показать воздействие общества на изменение поверхности Земли.

Ход урока

I.    Проверка знаний и умений по теме «Минеральные ресур­сы России».

Возможные варианты проверки:

1.   Индивидуальная письменная проверочная работа. Учащиеся получают карточки, где наклеены части контурных карт отдельных регионов и даны задания к ним. Можно предложить контуры За­падной Сибири, Среднесибирского плоскогорья, Восточно- Европейской равнины, Уральских гор. Задания - назвать тектони­ческую структуру, её возраст, форму рельефа, высоту, месторож­дения полезных ископаемых, объяснить их происхождение.

2.   Индивидуальный опрос:

1)  Расскажите о полезных ископаемых и их связи с тектониче­ским строением территории.

2)  Расскажите о полезных ископаемых, приуроченных к плат­формам и складчатым областям.

3)  Дайте оценку минерально-сырьевой базе России.

4)  Расскажите о рациональном использовании минеральных ре­сурсов и охране недр.

5)  Охарактеризуйте экологические проблемы, связанные с до­бычей полезных ископаемых.

3.   Фронтальная беседа проводится по основным вопросам пре­дыдущего урока:

1)   Что такое полезные ископаемые?

2)   Что такое месторождение?

3)   Что такое бассейн?

4)   От чего зависит размещение тех или иных месторождений полезных ископаемых?

5)   Какими полезными ископаемыми богата Россия?

6)   Недалеко от полярного круга, в Воркуте и Ухте, мы добыва­ем уголь и газ. О чем говорит их наличие в данном районе? Как изменилась природа данной территории со времени образования нефти и угля?

7)   Какие методы исследования применяют геологи в настоящее время?

8)   Назовите крупнейшие угольные и нефтегазовые месторож­дения России.

9)   Где на территории Восточно-Европейской равнины добыва­ется железная руда? С какой тектонической структурой связаны эти месторождения?

10)                       Какие меры необходимо применять для сбережения полез­ных ископаемых?

11)                       Может ли быть полезным ископаемым грязь? Почему?

12)                       Каким полезным ископаемым пользуется учитель, объясняя новый материал? Как образовалось это полезное ископаемое?

13)                       Какая существует классификация полезных ископаемых?

4.    Проверка номенклатуры бассейнов полезных ископаемых.

Учащиеся должны заполнить пропуски в таблице:

II.    Вводная беседа и подготовка к восприятию новых знаний.

Изучение новой темы предполагает развитие и конкретизацию знаний о действии внутренних и внешних рельефообразующих процессов. Поэтому в течение вводной беседы необходимо актуа­лизировать сведения, полученные школьниками в процессе изуче­ния курсов географии 6 и 7 классов. Учитель организует беседу, в результате чего выясняет, что знают учащиеся об изменении рель­ефа. Основываясь на знаниях учащихся, учитель строит свою по­следующую лекцию.

III. Получение новых знаний.

Этот этап урока проводится в виде лекции. Свой рассказ учи­тель сопровождает демонстрацией картин и иллюстраций различ­ных форм рельефа. Для лучшего усвоения материала необходимо проводить его закрепление по ходу лекции. Вопросы и задания приведены в разделе IV. Результатом лекции становится составле­ние таблицы учащимися в тетрадях, в которой указываются релье­фообразующие факторы и создаваемые ими формы рельефа. Учи­телю необходимо добиться усвоения учащимися ключевых слов, их тоже желательно записывать в тетрадь по ходу лекции.

1. Рельеф земной поверхности формируется под действием процессов, которые можно разделить на две группы:

I.       Внутренние, или эндогенные (от греч. endon - внутри и genes - рождающий, рожденный). Их источником является тепло­вая, химическая, радиоактивная энергия недр Земли. Эндогенные процессы проявляются в форме горообразовательных движений, внедрения магмы в земную кору, излияния её на поверхность, мед­ленных колебаний земной коры и т. д. Формы рельефа, которые созданы преимущественно эндогенными процессами, называются эндогенными.

II.    Внешние, или экзогенные (от греч. ехо - снаружи, вне). Они протекают почти исключительно за счет солнечной энергии, поступающей на Землю. Формы рельефа, созданные в результате этих процессов, называются экзогенными. К внешним процессам часто относят и антропогенные факторы, но их можно выделить и в отдельную группу.

Формы рельефа созданы благодаря взаимодействию эндоген­ных и экзогенных процессов, но в большинстве случаев можно вы­делить ведущий процесс, относящийся к той или иной группе. Чем крупнее форма рельефа, тем больше роль эндогенных процессов в её формировании. Экзогенные процессы создают детали, неболь­шие формы, которым горы и равнины обязаны своей неповторимо­стью и многообразием. Эндогенные и экзогенные процессы дейст­вуют непрерывно и одновременно; в какое-то время могут сильнее проявляться одни, в другой период - другие, но действие обеих групп процессов не прекращается.

2.     Эндогенные формы рельефа создаются в результате движе­ний земной коры. Мы привыкли считать, что сами двигаемся по неподвижной поверхности Земли. Но чтобы Земля двигалась - нет, не как планета вокруг Солнца, а как почва у нас под ногами... Ну, разве что в отдельных местах и изредка - во время землетрясений, при оползнях или взрывах. Но сейчас речь пойдет не об этом. Та самая незыблемая Земля, а точнее земная кора, колеблется и пере­мещается везде и всегда. Только замечаем мы это редко или не за­мечаем вовсе. Буквально каждая точка земной коры движется: под­нимается вверх или опускается вниз, смещается вперед, назад, вправо или влево относительно других точек. Их совместные пере­движения приводят к тому, что где-то земная кора медленно под­нимается, где-то опускается. Эти медленные движения оставались незамеченными до конца XVIII века. Положил начало изучению современных движений земной коры известный шведский физик и астроном Андерс Цельсий (мы до сих пор пользуемся предложен­ной им 100-градусной температурной шкалой). Он сделал на при­брежных скалах Скандинавского полуострова засечки, чтобы ис­следовать взаимные перемещения суши и моря. Вскоре выясни­лось, что засечки оказываются все выше и выше над средним уров­нем моря. Ученый полагал, что дело в понижении уровня моря. Но позднее выяснилось, что причина - в поднятии суши. Со времени эксперимента Цельсия прошло 250 лет, за это время ученые реши­ли множество вопросов. Например, было установлено, что Север­ная Европа (Скандинавский, Кольский полуострова, Финляндия, Карелия) поднимается из окружающих морей со скоростью до 1 см в год. А вот территория Дании и Нидерландов, наоборот, опускает­ся. Уже сейчас примерно 1/3 территории Нидерландов находится ниже уровня моря. Поднятия испытывает и Нижнее Поволжье, ведь раньше эти области были заняты морем. Горные системы также испытывают поднятия. Несмотря на то что горные породы облада­ют большой прочностью и твердостью, они могут быть смяты в складки и разорваны тектоническими разрывными нарушениями, а также разбиты трещинами. Например, озеро Байкал расположено в грабене. Грабен - это параллельная система разрывов, которые ог­раничивают впадину. Наибольшая глубина озера достигает 1620 м. Медленные движения земной коры часто протекают незаметно: медленно нарастают напряжения, медленно деформируются слои горных пород, сминаясь в складки, медленно происходит смещение по разрывам, и только иногда это перемещение, подобно взрыву, происходит за секунды. Тогда земля и «трясётся». Сильное земле­трясение может произвести значительные изменения земной по­верхности. По разломам земной коры происходит смещение её блоков, и там, где раньше было ровное место, возникает обрыв. В горах происходят обвалы и оползни.

3.   Формы рельефа, созданные экзогенными процессами.

На повышенных участках земной поверхности происходит раз­рушение горных пород. Затем непосредственное действие силы тяжести, вода, ветер, льды переносят измельченные, разрушенные горные породы на пониженные участки поверхности, где отклады­вают их. Снос частиц породы с повышенных участков носит назва­ние денудация (от лат. denudation - обнажение). Отложение породы - это аккумуляция (от лат. accumulatio - собирание в кучу, накопле­ние). Скорость денудации зависит от того, какие породы разруша­ются и сносятся. Осадочные породы обычно разрушаются легче, магматические и метаморфические - более устойчивы. Денудация снижает высокие участки земной поверхности, аккумуляция повы­шает низкие, таким образом, общий перепад высот уменьшается.

Экзогенные процессы начинаются с подготовки горных пород к переносу, с их разрушения. Все процессы разрушения называются выветриванием. Оно происходит под действием солнечных лучей, воды, воздуха, организмов.

1)  Склоновые процессы. Суть этих процессов состоит в том, что под действием силы тяжести - с помощью воды или без неё - по­роды, слагающие склон, сносятся с его верхней части к подножию, где и отлагаются. При этом склон постепенно становится положе. Чем круче склон, тем сильнее проявляются склоновые процессы. Склоновые процессы сопровождают любой вид экзогенных про­цессов и многие виды эндогенных и связаны с ними настолько тес­но, что кажутся входящими в состав этих процессов. Падение или скатывание мелких обломков (песка, щебня) называется осыпани­ем. Если падают или скатываются крупные обломки, - это камне­пад; когда по склону сходит большая масса породы, которая в про­цессе движения дробится, перемешивается, - это обвал. При боль­ших обвалах могут быть перемещены огромные количества поро­ды. Так, в 1911 году на Памире произошел в результате землетря­сения знаменитый Усойский обвал, создавший в долине реки пло­тину, выше которой образовалось Сарезское озеро. Вес обвала со­ставил 7 млрд т.

2)   Формы рельефа, созданные текучими вода.ми. Текучая вода

-     наиболее активный фактор переноса частиц горных пород. Раз­мыв горных пород текущей водой называется эрозия (от лат. erosio

-     разъедание), а формы рельефа, образованные этим процессом, - эрозионными. К ним будут относиться промоины, овраги, речные долины. Овраг — это крутосклонная рытвина на возвышенности, образованная талыми и дождевыми водами, т. е. временным водо­током. Длина оврага может достигать нескольких километров, глу­бина - нескольких десятков метров, ширина - десятков, иногда со­тен метров. Овраги постепенно растут, их верховья продвигаются все дальше. Они наносят большой вред сельскому хозяйству, рас­членяя и уничтожая поля. Участки расчлененны оврагами настоль­ко, что склоны соседних оврагов пересекаются, становятся непри­годными для какого-либо использования. Они называются дурны­ми землями, бедленд. Борьба с оврагами ведется путем закрепления их склонов лесными посадками. Старый, уже не растущий овраг превращается в балку; балка шире оврага, склоны её более пологи, они заросли травой, иногда кустарником или лесом. Постоянные водотоки - ручьи и реки - текут в долинах, выработанных текучей водой совместно со склоновыми процессами. По рельефу резко различаются долины горных и равнинных рек. Долины горных рек узки, крутосклонны, глубоко врезаны. Долины равнинных рек ши­рокие (до десятков километров), глубина их небольшая, склоны пологие. Формы рельефа, созданные текучими водами, широко распространены на некоторых территориях, например Волгоград­ской области.

3)   Формы рельефа, созданные подземными водами. Скорость движения подземных вод мала, поэтому они воздействуют на рельеф большей частью не механически, а путем растворения гонных пород. Растворяются известняки, каменная соль, гипс и некоторые другие породы. Растворяя породу, вода образует полости, пещеры, провалы и т. д. Этот процесс носит название карст, а формы рельефа называ­ются карстовыми. Пещеры представляют собой сложные системы проходов и залов, длина может достигать нескольких километров. В России широко известна Кунгурская пещера на Урале. Частой фор­мой карстового рельефа являются воронки - замкнутые впадины ко­нической, чашеобразной формы диаметром несколько метров. Они встречаются на юге Волгоградской области в Заволжье.

4)   Формы рельефа, созданные ледниками. Большую работу по перемещению обломков горных пород производят ледники - есте­ственные скопления льда в местах, где преобладают низкие темпе­ратуры. Ледники перемещаются, подчиняясь силе тяжести, так как лед обладает пластичностью и может медленно перетекать. Облом­ки горных пород, переносимые ледником и в конечном счете от­кладываемые им, называются мореной. Горные ледники распола­гаются в привершинных чашеобразных нишах - карах. Когда лед­ник двигается вниз по горной долине, он расширяет и углубляет её, образуя корытообразную долину - трог. В более низких местах, где теплее, ледник тает, а принесенная им морена остается. По­кровное оледенение захватывает не только горные районы, но и обширные области на равнинах. В четвертичный период возникло несколько покровных оледенений. Их центры в России располага­лись на Кольском полуострове, Полярном Урале, плато Путорана, горах Бырранга. Когда климат стал теплее, ледники становились всё короче и постепенно исчезли совсем. В областях, где ледники откладывали материал, остались большие площади, занятые хол­мистым моренным рельефом. Такой тип рельефа преобладает на Валдайской и Смоленско-Московской возвышенностях Русской равнины. Последнее оледенение дошло и до Волгоградской облас­ти.

5)   Формы рельефа в областях с сухим климатом. Рельеф об­ластей с недостаточным увлажнением - пустынь и полупустынь - обычно прежде всего связывают с действием ветра. Формы релье­фа, образовавшиеся в результате действия ветра, называют эоло­выми - по имени древнегреческого бога ветра Эола. Наиболее про­стые эоловые формы - котловины выдувания. Это понижения, об­разовавшиеся в тех местах, где с поверхности, не защищенной рас­тительностью, мелкие частицы вынесены ветром. Дно котловины усеяно галькой, щебнем и валунами. В пустынях распространены барханы. Это скопление сыпучего песка, навеянное ветром, высо­той от метра до 100-150 м. Бархан в плане имеет форму полумеся­ца, обращенного выпуклой стороной навстречу ветру.

6)   Формы рельефа берегов. Своеобразные формы рельефа соз­даются на берегах морей и крупных озер. Практически все они свя­заны с геологическим строением берега, с деятельностью морских или озерных волн. На достаточно крутых берегах чаще всего фор­мируется клиф - вертикальный или почти вертикальный уступ. У пологих берегов формируются пляжи - скопления морских нано­сов.

7)   Формы рельефа в областях распространения многолетней мерзлоты. Многолетняя мерзлота влияет на рельеф, так как вода и лед имеют разную плотность, вследствие чего замерзающие и от­таивающие породы претерпевают деформации. Наиболее распро­страненный тип деформации мерзлых грунтов - пучение, связанное с увеличением в объеме воды при замерзании. Возникающие при этом формы рельефа называются буграми пучения; их высота обычно не более 2 м. В ходе послойного замерзания образуются грунтовые и речные наледи. Известны гигантские наледи площа­дью до 20 км2. Толщина наледей - от нескольких до 500 м.

8)   Формы рельефа, созданные живыми организмами. На суше такие формы обычно невелики. Это болотные кочки, сурчины, в тропических странах - термитники. Сурчины и сусликовины часто можно встретить в степях Заволжья. В умеренном поясе большие площади занимают болота с торфяными грядами; высота гряд не­велика - обычно 0,5 м, иногда несколько больше, гряды могут быть вытянуты на сотни метров и на километры. Несравненно больше роль живых организмов на берегах морей. Активно проявляют себя в тропической зоне организмы-рифстроители, результатом дея­тельности которых являются коралловые рифы.

9)   Формы рельефа, созданные человеком. Человек может пре­образовывать рельеф земной поверхности непосредственно (делая насыпь, вырывая котлован) или воздействуя на природные процес­сы рельефообразования - ускоряя или замедляя их. Формы релье­фа, созданные человеком, называются антропогенными (от греч. antropos - человек и genes - рождающий, рожденный). Прямое воз­действие человека на рельеф более всего проявляется в районах разработки полезных ископаемых. Подземная добыча сопровожда­ется выносом на поверхность большого количества пустой породы и образованием отвалов, имеющих коническую форму - террико­нов. Многочисленные терриконы создают характерный ландшафт угледобывающих районов. При открытой добыче полезных иско­паемых создаются карьеры - обширные понижения, образованные путем выкапывания. Значительные изменения рельефа производят­ся при транспортном, промышленном и гражданском строительст­ве. Под сооружения выравниваются площадки, для дорог создают­ся насыпи и выемки. Косвенное влияние человека на рельеф ранее всего стало ощущаться в сельскохозяйственных районах. Вырубка лесов и распашка склонов создают условия для бурного роста овра­гов. Строительство зданий и инженерных сооружений способству­ет возникновению или усилению оползней.

IV.   Закрепление материала.

Чтобы повысить эффективность учебной деятельности учащих­ся на уроке, вопросы и задания для закрепления материала необхо­димо использовать по ходу лекции.

1.   По рисунку 17 определите, в каких районах России поднятия земной коры в неогенчетвертичное время были наиболее интен­сивными. К каким тектоническим структурам приурочены эти рай­оны? По физической карте определите, какой рельеф сформировал­ся в этих районах и каковы его высоты. Почему Уральские горы ниже Алтая?

2.   В каких районах России происходят медленные опускания? Как это отразится на внешнем облике земной поверхности?

3.   По карте «Районы распространения землетрясений» просле­дите, в каких районах наблюдаются наиболее сильные землетрясе­ния. С чем это связано? В пределах каких тектонических структур землетрясения бывают чрезвычайно редко? Почему?

4.   По карте «Древнее оледенение» определите южную границу распространения покровного оледенения. Какие территории нашей страны испытали наибольшее влияние ледника? Какие формы рельефа преобладают в центре оледенения, а какие - в более юж­ных районах, где происходило таяние льда?

5.   Подумайте, для горных или равнинных областей наиболее характерен эрозионный рельеф. Какие породы наиболее подверже­ны эрозии?

6.   В каких районах России на рельеф особенно влияет деятель­ность текучих вод, в каких - деятельность ветра?

V.   Подведение итогов.

Домашнее задание
Категория: ГЕОГРАФИЯ | Добавил: tineydgers | Теги: открытый урок, ФГОС, методсовет, разработка урока, план-конспект урока, готовые конспекты уроков скачать, педсовет, современный урок, Образовательный
Просмотров: 440 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
» УРОКИ ПАНА ФИЗИКА

» УРОКИ ПАНА АСТРОНОМА

ИЛЛЮСТРИРОВАННАЯ
   ИСТОРИЯ АСТРОНОМИИ


НАУЧНЫЕ ОПЫТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


КТО ЕСТЬ КТО В МИРЕ ЗВЕЗД
   И ПЛАНЕТ

» УРОКИ ОБЖ

БЕЗОПАСНОСТЬ НА ВОДЕ

ТЕХНОГЕННЫЕ УГРОЗЫ.
   РАЗЛИЧНЫЕ АВАРИИ


ТЕХНОГЕННЫЕ УГРОЗЫ.
   РАДИАЦИОННЫЕ И
   ХИМИЧЕСКИЕ АВАРИИ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ
   К УРОКАМ ОБЖ. 5 КЛАСС


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ
   К УРОКАМ ОБЖ. 6 КЛАСС


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ
   К УРОКАМ ОБЖ. 7 КЛАСС


ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ
   ПО ОБЖ В 9 КЛАССЕ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ
   В 10-11 КЛАССАХ

» ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» НАЧАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА

ИСТОРИЯ РУССКОЙ АРМИИ

ИСТОРИЯ ВОЕННОГО ДЕЛА

САМЫЕ КРУПНЫЕ СРАЖЕНИЯ

О ВОЙНЕ

ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧКИ

» ГОТОВЫЕ ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

ХИМИЯ

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

ГЕОМЕТРИЯ

ЧЕРЧЕНИЕ

ОБЖ

» УЧИМСЯ С ПАНОМ ПОЗНАВАЙКОЙ
» ПАН ПОЗНАВАЙКА ОБО ВСЁМ
» МАСТЕРИМ С ПАНОМ ПОЗНАВАЙКО
» Форма входа

» Поиск
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ





Презентации к урокам


» Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2017 Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Каталог сайтов Всего.RU Каталог сайтов :: Развлекательный 
 
портал iTotal.RU Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов 

OpenLinks.RU TOP.zp.ua Яндекс цитирования