Урок географии в 8 классе "ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ РОССИИ" - ГЕОГРАФИЯ - КОНСПЕКТЫ УРОКОВ - КАТАЛОГ ФАЙЛОВ - ПАН ПОЗНАВАЙКА

ПАН     ПОЗНАВАЙКА

Главная Мой профиль Выход           Вторник, 21.02.2017, 19:36
СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА  ГОЛОВОЛОМКИ ПАНА ПОЗНАВАЙКИ  ВЕЛИКИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
» ПРЕЗЕНТАЦИИ
» КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ХИМИЯ

ФИЗИКА

ЭКОЛОГИЯ

ОБЖ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ТЕХНОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

КЛАССНЫЙ ЧАС

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

» УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА

ПОЛНЫЙ КУРС РУССКОГО
   ЯЗЫКА


КИМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
   5 КЛАСС


КИМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
   6 КЛАСС


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
   ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В
   9 КЛАССЕ


ТЕМАТИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ.
   6 КЛАССЫ


ТЕСТИРОВАНИЕ В
   10-11 КЛАССАХ


СБОРНИК СОЧИНЕНИЙ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ

» УРОКИ ПАНА ИСТОРИКА
» УРОКИ ПАНА МАТЕМАТИКА
» БИОЛОГИЯ ОТ ПАНА БИОЛОГА
» УРОКИ ПАНА ХИМИКА

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО
   ХИМИЧЕСКИМ ЭЛЕМЕНТАМ


СПРАВОЧНИК ШКОЛЬНИКА
   ПО ХИМИИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ ХИМИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ И НЕ ТОЛЬКО


ОБЩАЯ И НЕОРГАНИЧЕСКАЯ
   ХИМИЯ В ВОПРОСАХ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
   УРОКАМ ХИМИИ.
   11 КЛАСС


ХИМИЯ БЕЗ ФОРМУЛ

ОПЫТЫ ПО ХИМИИ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ПО
   ХИМИИ.9 КЛАСС


ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ.
   9 КЛАСС


ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ.
   11 КЛАСС


КОМБИНИРОВАННЫЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ.
   9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   НОВОМ ФОРМАТЕ.
   9 КЛАСС


РАЗНОУРОВНЕВЫЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ.
   10 КЛАСС

» УРОКИ ПАНА ГЕОГРАФА
» Категории раздела
НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ [105]
РУССКИЙ ЯЗЫК [34]
ЛИТЕРАТУРА [164]
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК [44]
ИСТОРИЯ [28]
МАТЕМАТИКА [23]
ИНФОРМАТИКА [24]
БИОЛОГИЯ [40]
ГЕОГРАФИЯ [98]
ХИМИЯ [40]
ФИЗИКА [51]
ЭКОЛОГИЯ [13]
ОБЖ [50]
МХК [13]
МУЗЫКА [17]
ИЗО [10]
ТЕХНОЛОГИЯ [19]
ФИЗКУЛЬТУРА [19]
КЛАССНЫЙ ЧАС [28]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [23]
» Статистика

Онлайн всего: 12
Гостей: 12
Пользователей: 0
Главная » Файлы » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ » ГЕОГРАФИЯ

Урок географии в 8 классе "ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ РОССИИ"
27.01.2016, 11:23

Задачи: конкретизировать понятия «природная зона», «ши­ротная зональность»; сформировать знания о природных зонах России как зональных природных комплексах; раскрыть взаимо­связи компонентов этих природных комплексов; выявить законо­мерности размещения природных зон на территории страны, их географические особенности; оценить природные условия и ресур­сы, влияние хозяйственной деятельности человека на состояние природных зон; продолжить формирование умения сопоставлять тематические карты, используя их как источники географической информации для выявления зависимости между природными ком­понентами, составлять комплексные характеристики природных зон.

Ход урока

Данная тема объединяет группу уроков едиными целями и за­дачами, поэтому мы не сочли нужным разделять их в описаниях. Учитель сможет сам определить объем каждого урока.

I.  Вводная беседа и подготовка к восприятию новых знаний.

В соответствии с задачами урока целесообразно построить вводную беседу по следующим вопросам:

1) Вспомните, что такое природная зона.

2) Какие существуют закономерности в размещении природных зон Земли?

3) Какие природные зоны расположены в Евразии?

4) С помощью каких источников географической информации можно составить характеристику природной зоны?

5) Почему изучение природных зон начинается с характеристи­ки их географического положения?

Учитель дополняет знания учеников сведениями о широтной зональности и определении природной зоны как ландшафтного комплекса. Учащиеся записывают определение в тетрадь и зарисо­вывают схему, показывающую взаимо­связи между компонентами природной зоны, устанавливают глав­ный компонент и обосновывают свою точку зрения.

Природная зона — крупная часть географического пояса, обла­дающая общностью почв, растительности и др. компонентов при­роды. Положение природной зоны определяется различиями в со­отношении тепла и влаги.

Далее учитель организует работу с картой природных зон. Учащиеся отвечают на следующие вопросы:

1)  Какая закономерность существует в распределении природ­ных зон на территории России?

2) Какие природные зоны не образуют сплошной полосы, а имеются только на западе или только на востоке страны? Какими причинами это можно объяснить?

3) Почему в умеренном поясе имеется не одна природная зона, а несколько?

4) Почему большую часть России занимают леса?

5) Объясните, почему из всех компонентов, входящих в ком­плекс, прежде всего необходимо характеризовать рельеф и климат?

Обобщив ответы учащихся, учитель может сообщить сведения, касающиеся исторических вопросов ландшафтоведения. Об этом уже говорилось на уроке 30 и сейчас нужно заострить внимание только на природных зонах.

II.  Получение новых знаний.

Прежде чем приступить к изучению природных зон, нужно по­знакомить учащихся с планом «Характеристики природной зоны», который поможет систематизировать работу и актуализировать внимание на главном, не отвлекаясь на второстепенное.

ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРИРОДНОЙ ЗОНЫ

1.                  Географическое положение природной зоны, ее природные рубежи.

2.                  Возраст, краткая история развития.

3.                  Своеобразие природной зоны, её географическое строение и отличия от других зон.

4.                  Взаимосвязи компонентов в природной зоне.

5.                  Природные ресурсы и их влияние на развитие общества.

6.                  Влияние деятельности человека на современное состояние природной зоны.

7.                  Прогноз изменений зоны под влиянием естественных и ан­тропогенных факторов.

Изучение природных зон целесообразно организовать со значи­тельной долей самостоятельной работы учащихся, однако первую природную зону (арктические пустыни) желательно рассмотреть в процессе совместной работы, чтобы учащимся был понятен алго­ритм действий.

Основные вопросы характеристик природных зон учащиеся за­писывают в тетрадь (в виде таблицы либо произвольно).

Ниже приводятся краткие сведения по каждой природной зоне, которые помогут учителю определиться с объемом учебного мате­риала, вопросы для обобщения и закрепления полученных знаний, задания для работы по картам, отрывки из художественных произве­дений (их можно использовать в качестве раздаточного материала).

Арктические пустыни

В пределы этой природной зоны входят Земля Франца-Иосифа, северный остров Новой Земли, Северная Земля, Новосибирские острова, остров Врангеля, северная окраина Таймырского полуост­рова и расположенные между этими участками суши арктические моря. Южный край природной зоны лежит около 71° с. ш. (остров Врангеля), а северный - под 81° 45' с. ш. (остров Земля Франца- Иосифа).

В тундре много красивых птиц. Самый редкий вид - стерх (бе­лый журавль) - олицетворение красоты, изящества. Стерхов оста­лось очень мало, поэтому он занесен в Красную книгу. Здесь оби­тают соколы - гроза тундровых птиц. Их осталось так же мало. Редко встречаются краснозобая и белощекая казарки, розовая чайка - жар-птица Севера.

Природа тундры легко ранима. Хозяйственная деятельность че­ловека наносит ей колоссальный ущерб, а процессы восстановле­ния протекают здесь крайне медленно.

Основные причинно-следственные связи в тундреУчитель может

дать эту схему полностью либо назвать только характеристики, и по мере изучения зоны учащиеся должны будут указать стрелками связи между ними. Можно предложить учащимся самостоятельно составить схему взаимосвязей в процессе изучения материала, если они уже работали с подобными схемами.

 

Вопросы и задания:

1.                  Прирост растительности в тундре за лето 3-5 мм, несмотря на то что величина суммарной солнечной радиации в летние по­лярные дни в тундре больше, чем на широте Москвы в те же дни. Объясните это природное явление.

2.                  Почему при относительно небольшом количестве осадков большие площади зоны заболочены?

3.                  Объясните особенности почв тундры.

4.                  Кустарниковые растения тундр имеют небольшую листовую пластинку, как и растения засушливых мест обитания. Чем это можно объяснить? Ведь влаги в тундре достаточно.

5.                  Почему в тундре не растут деревья?

6.                  Почему в тундре грибы выше деревьев?

7.                  Многолетними наблюдениями установлено, что происходит наступление тайги на тундру. Попытайтесь объяснить это явление.

8.                  Какими природными ресурсами располагает зона тундр и ле­сотундр? Каким образом они используются в хозяйственной дея­тельности человека?

Лесотундра

Переходная от тундры к тайге ландшафтная зона субарктиче­ского пояса характеризуется присутствием на водоразделах редко­лесий и редин. Ландшафты лесотундры протягиваются полосой от 30 до 300 км шириной от Кольского полуострова до бассейна Ин­дигирки, а восточнее распространены фрагментарно.

За исключением редких таликов грунты повсеместно много­летнемерзлые. Почвы торфянисто-глеевые, торфяно-болотные, а под редколесьями - глеево-подзолистые.

Свойственные лесотундре редины и редколесья на водоразде­лах чередуются с кустарниковой тундрой, в долинах рек растут вы­сокоствольные леса. В рединах, распространенных на севере лесо­тундры, разбросаны одиночные угнетенные деревья, нередко полу- стланниковой формы. Редколесья имеют вид низкорослых (4-6 м, редко выше) разреженных насаждений, сильно осветленных, обыч­но с лишайниковым покровом.

В животном мире встречаются тундровые и лесные виды. На­ряду с леммингом, песцом и полярной совой здесь водятся бурый медведь, белка, заяц-беляк, глухарь, рябчик.

Тайга

Тайга - слово, принятое в мировой географической и ботаниче­ской литературе для обозначения зоны хвойных лесов умеренного пояса Евразии и Северной Америки. Зона тайги - самая большая по площади природная зона России, она протягивается ареалом шири­ной от 500 до 2500 км, составляя северную окраину умеренного географического пояса.

Климат умеренный, четко выделяются 4 сезона - весна, отно­сительно теплое лето, осень и более продолжительная зима с ус­тойчивым снежным покровом. Среднеиюльские температуры воз­духа от 14 °С на севере, 18 °С на юге при сумме активных темпера­тур от 900 ° до 2000 °С. Атмосферные осадки в среднем от 300 до 600 мм в год, превышающие объем испарения. Это предопределяет густую и многоводную речную сеть (используемую для судоходст­ва и получения гидроэнергии) и наличие к северу торфяных и тра­вяных болот.

Фауна тайги богата и разнообразна, расселяется «многоэтажно» на земле, в стволах, в кронах. Много насекомоядных животных (кроты, ежи, землеройки), грызунов (мыши, белки, ондатра, бобр), пушных хищников (соболь, куница, колонок, выдра), копытных (лось, олени, косуля, кабарга), крупных хищников (медведь, рысь, волк, росомаха), промысловых птиц (глухарь, тетерев, рябчик).

 

Широколиственный лес

Смешанные и широколиственные леса произрастают к югу от зоны тайги и к северу от лесостепей и степей. На западе Русской равнины протяженность зоны с севера на юг составляет около 1000 км, на востоке около 200 км, вблизи Урала она выклинивается и затем продолжается узкой полосой по югу Западной Сибири. На Дальнем Востоке смешанные и широколиственные леса располо­жены в бассейне Амура и горах Сихотэ-Алинь. Их общая протя­женность с запада на восток достигает 4000 км.



Почвы дерново-подзолистые, бурые и серые лесные, последние обычны под широколиственными лесами. Это наиболее плодород­ные почвы в этом регионе. В них активнее, чем в тайге, протекает деятельность микроорганизмов, усиливается процесс разложения органических веществ, увеличивается скорость биологического круговорота, повышается аэрация почв и накопление гумуса.

Растительный мир смешанных и широколиственных лесов от­личается разнообразием видов, многоярусностью и большим при­ростом фитомассы (от 60 до 130 ц/га).

В самых западных районах смешанных лесов в сложении дре- востоев, помимо основных пород - ели и дуба, значительная роль принадлежит грабу, буку, ясеню, остролистному клену. По мере движения на восток, в связи с увеличением континентальности климата, возрастает роль ели и пихты, в то время как широколист­венные породы уменьшаются. Из древостоя выпадают сначала бук и граб, затем ясень, который доходит до Поволжья. Восточнее р. Вятки уменьшается роль дуба, меньше становится клена. На вос­точной окраине широкое распространение имеет липа. Хорошо развит подлесок с преобладанием лещины, бересклета, жимолости.

В широколиственных лесах произрастают дуб, бук, клен, ильм (вяз), липа, каштан, ясень и др. Хорошо развит кустарниковый под­лесок и травянистый покров.

Обладая наибольшей комфортностью ландшафтов, смешанные и широколиственные леса густо обжиты и в большей степени све­дены, сохранившись лишь в сильно пересеченных, неудобных для земледелия районах и заповедниках. Лучше сохранились леса Дальнего Востока, для которых характерна меньшая освоенность природных ресурсов.

Вопросы и задания:

1.                  Докажите, что леса выполняют водоохранную, противоэро- зионную, полезащитную и санитарную роль в природе.

2.                  Докажите, что вырубка леса на определенной территории приведет к изменению всего природного комплекса, т. е. изменятся почвы, животные, климат, режим рек, уровень грунтовых вод и др.

3.                  Объясните, почему видовой состав растительности и живот­ных в лесах значительно богаче, чем в тундре.

4.                  Какими видами ресурсов располагает лесная зона и какие меры по их рациональному использованию и охране применяются?

5.                  Какой вид лесов в наибольшей степени пострадал в результа­те хозяйственной деятельности человека? Чем это можно объяс­нить?

6.                  Какие виды млекопитающих и птиц лесной зоны занесены в Красную книгу?

Значение степей, так же как и лесостепей, очень велико. Степь в большей степени, чем какая-либо другая, является «кормилицей» России. На её долю приходится большая часть пашни, здесь произ­водится большая часть всей земледельческой продукции. Это зона наиболее развитого животноводства. Здесь с успехом разводят крупный рогатый скот и свиней. На степных пастбищах выпасают самые крупные отары овец. А еще здесь развиты птицеводство и прудовое рыбоводство.

Вопросы и задания:

1.                  По картам определите особенность географического положе­ния зоны степей.

2.                  Чем климат степей отличается от климата лесов?

3.                  Почему в степях формируются плодородные почвы?

4.                  Почему, несмотря на плодородные почвы, в степях не растут леса?

5.                  Чем объясняется более богатый видовой состав растительно­сти и животного мира зоны лесостепей по сравнению с лесами и степями?

6.                  Каковы основные ограничивающие факторы ведения сель­ского хозяйства в степной зоне?

7.                  Какой вид эрозии, ветровой или водной, по-вашему, более опасен для почв степей? Какие противоэрозионные мероприятия проводятся в степной зоне?

8.                  Чем объяснить, что половодье на реках в степной зоне быва­ет кратковременным и очень бурным, принося многочисленные бедствия?

9.                  Почему в Восточной Сибири степная зона представлена от­дельными островками, а не сплошной полосой, а на Дальнем Вос­токе на широте полупустынь Европейской части нет даже степей?

10.              Для лесостепной и степной зон характерны не только сель­скохозяйственные ландшафты, но и техногенные. Как вы думаете, какие? Почему они там возникли?

11.              Вспомните из истории, почему лесостепная зона во времена Древней Руси называлась «Диким полем»?

12.              Участки настоящей степи сохранились лишь в заповедни­ках. Чем это можно объяснить?

13.              Каким образом природные ресурсы повлияли на хозяйст­венную деятельность человека в пределах данной зоны?

Полупуст ыня

Полупустыни — тип ландшафта, промежуточный между сте­пью и пустыней в умеренном географическом поясе. Зона полупус­тынь простирается на юго-востоке Восточно-Европейской равни­ны, по северо-западной окраине Прикаспийской низменности. Гра­ница полупустынь со степной зоной - очень важный рубеж не только в ландшафтном, но и в хозяйственном плане, так как она является границей, где земледелие сменяется животноводством.

В полупустынях сухой, резко континентальный климат. Это связано с тем, что циклоны здесь крайне редкие гости, зато анти­циклоны приходят постоянно из глубин Евразии. Несмотря на юж­ное положение, зима холодная, средняя температура января -

Полупустыни бедны пресными водами. Грунтовые воды неред­ко засолены, как засолены и неглубокие озера. Такие озера, как Эльтон и Баскунчак, содержат большие запасы поваренной соли. Для водоснабжения населения весьма важны артезианские напор­ные воды и протекающая сквозь полупустыню транзитом Волга со своей протокой — Ахтубой.

Сухой климат сказывается на сельском хозяйстве. Земледелие возможно лишь в условиях искусственного орошения. С давних времен полупустыня является зоной экстенсивного животноводст­ва. Разные народы выпасали здесь овец и прогоняли табуны лоша­дей. И сейчас в полупустынях практически круглый год выпасают не только овец, но и крупный рогатый скот, лошадей и даже верб­людов. Ведь верблюды очень неприхотливы и могут не только дли­тельное время обходиться без воды, но и питаться практически лю­быми растениями.

Под влиянием перевыпаса скота происходит опустынивание полупустынных ландшафтов: снижается доля степных злаков в травостое, увеличиваются площади «голых» земель.

Вопросы и задания:

1.  В чем особенность географического положения полупустынь и пустынь?

2. Пустыни - основная природная зона тропического пояса. В каком климатическом поясе находятся пустыни в России? Чем это можно объяснить?

3. Как климат пустынь отражается на характере её растительно­сти и свойствах сероземов?

4. Рассмотрите гербарный образец саксаула; объясните особен­ности внешнего облика растения.

5. Каким образом животные пустынь приспосабливаются к не­достатку влаги?

6. Каковы основные ограничивающие факторы хозяйственного освоения пустынь? Какие сельскохозяйственные культуры можно выращивать в пустыне, что для этого требуется?

7. Зона пустынь и полупустынь требует орошения земель. Но орошение имеет свои плюсы и минусы. В чем они заключаются?

8. Природа пустынь и полупустынь так же легко ранима, как и природа Севера. Почему? Какие факторы определяют такую осо­бенность в этих зонах?

9. Есть ли необходимость создавать заповедники в пустыне?

10. Одна из главных причин нарушения экологического равно­весия в полупустынях - неумеренный выпас скота. Подумайте, ка­кими должны быть меры для сохранения равновесия между необ­ходимостью развития животноводства и задачей сохранения есте­ственных ландшафтов?

11. Как вы думаете, с какими проблемами может встретиться в пустыне житель умеренных широт?

12. Природа пустынь сурова, и легкомысленное отношение к ней непростительно. Зная природные особенности пустынь, попро­буйте составить памятку туристу, отправляющемуся в эту природ­ную зону.

13. Известный кинорежиссер и оператор Р. Кармен писал: «То­му, кто не был в пустыне, трудно представить, что можно тоско­вать по ней». В чем, по-вашему, могут проявляться красота и при­тягательная сила пустыни?

Субтропики

Лишь крайний юго-западный участок Черноморского побере­жья России попадает в зону субтропиков. Важнейшей отличитель­ной чертой субтропиков является очень мягкая зима, позволяющая развиваться растениям и в это время года. Большое количество осадков, равномерно выпадающих в течение всего года, позволяет отнести эти субтропики к влажным. На территории России это са­мая древняя природная зона, основные черты ее природы сохрани­лись практически с палеогена. Хотя говорить о том, что это зона природная, можно лишь с большой долей условности. Когда-то здесь на краснозёмах и желтозёмах были распространены густые, перевитые лианами леса из бука, граба, каштана, дуба. Сейчас это сплошь курортная зона с преобладанием необычайно живописных и благоустроенных селитебных ландшафтов. Растительный покров представлен парковыми насаждениями как местных широколист­венных пород, так и привнесённых человеком декоративных расте­ний, экзотических для этих мест: пальм и кипариса, эвкалипта и бамбука.

Субтропики - единственны район в стране, где выращивают чай, известный под названием «Краснодарский», и цитрусовые. Значительные площади отведены под плантации табака и вино­градники.

Вопросы и задания:

1. Объясните причины ограниченности распространения суб­тропиков в России.

2. Какие особенности климата и почв позволяют выращивать на Черноморском побережье субтропические культуры?

III. Подведение итогов уроков.

Домашнее задание

Категория: ГЕОГРАФИЯ | Добавил: tineydgers | Теги: открытый урок, ФГОС, методсовет, разработка урока, план-конспект урока, готовые конспекты уроков скачать, педсовет, современный урок, Образовательный
Просмотров: 813 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
» УРОКИ ПАНА ФИЗИКА

» УРОКИ ПАНА АСТРОНОМА

ИЛЛЮСТРИРОВАННАЯ
   ИСТОРИЯ АСТРОНОМИИ


НАУЧНЫЕ ОПЫТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


КТО ЕСТЬ КТО В МИРЕ ЗВЕЗД
   И ПЛАНЕТ

» УРОКИ ОБЖ

БЕЗОПАСНОСТЬ НА ВОДЕ

ТЕХНОГЕННЫЕ УГРОЗЫ.
   РАЗЛИЧНЫЕ АВАРИИ


ТЕХНОГЕННЫЕ УГРОЗЫ.
   РАДИАЦИОННЫЕ И
   ХИМИЧЕСКИЕ АВАРИИ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ
   К УРОКАМ ОБЖ. 5 КЛАСС


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ
   К УРОКАМ ОБЖ. 6 КЛАСС


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ
   К УРОКАМ ОБЖ. 7 КЛАСС


ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ
   ПО ОБЖ В 9 КЛАССЕ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ
   В 10-11 КЛАССАХ

» ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» НАЧАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА

ИСТОРИЯ РУССКОЙ АРМИИ

ИСТОРИЯ ВОЕННОГО ДЕЛА

САМЫЕ КРУПНЫЕ СРАЖЕНИЯ

О ВОЙНЕ

ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧКИ

» ГОТОВЫЕ ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

ХИМИЯ

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

ГЕОМЕТРИЯ

ЧЕРЧЕНИЕ

ОБЖ

» УЧИМСЯ С ПАНОМ ПОЗНАВАЙКОЙ
» ПАН ПОЗНАВАЙКА ОБО ВСЁМ
» МАСТЕРИМ С ПАНОМ ПОЗНАВАЙКО
» Форма входа

» Поиск
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ





Презентации к урокам


» Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2017 Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Каталог сайтов Всего.RU Каталог сайтов :: Развлекательный 
 
портал iTotal.RU Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов 

OpenLinks.RU TOP.zp.ua Яндекс цитирования