ПАН     ПОЗНАВАЙКА

Главная Мой профиль Выход           Пятница, 21.07.2017, 23:53
СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА  ГОЛОВОЛОМКИ ПАНА ПОЗНАВАЙКИ  ВЕЛИКИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
» ПРЕЗЕНТАЦИИ
» КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ХИМИЯ

ФИЗИКА

ЭКОЛОГИЯ

ОБЖ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ТЕХНОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

КЛАССНЫЙ ЧАС

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

» УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА

ПОЛНЫЙ КУРС РУССКОГО
   ЯЗЫКА


КИМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
   5 КЛАСС


КИМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
   6 КЛАСС


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
   ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В
   9 КЛАССЕ


ТЕМАТИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ.
   6 КЛАССЫ


ТЕСТИРОВАНИЕ В
   10-11 КЛАССАХ


СБОРНИК СОЧИНЕНИЙ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ

» УРОКИ ПАНА ИСТОРИКА
» УРОКИ ПАНА МАТЕМАТИКА
» БИОЛОГИЯ ОТ ПАНА БИОЛОГА
» УРОКИ ПАНА ХИМИКА

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО
   ХИМИЧЕСКИМ ЭЛЕМЕНТАМ


СПРАВОЧНИК ШКОЛЬНИКА
   ПО ХИМИИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ ХИМИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ И НЕ ТОЛЬКО


ОБЩАЯ И НЕОРГАНИЧЕСКАЯ
   ХИМИЯ В ВОПРОСАХ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
   УРОКАМ ХИМИИ.
   11 КЛАСС


ХИМИЯ БЕЗ ФОРМУЛ

ОПЫТЫ ПО ХИМИИ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ПО
   ХИМИИ.9 КЛАСС


ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ.
   9 КЛАСС


ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ.
   11 КЛАСС


КОМБИНИРОВАННЫЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ.
   9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   НОВОМ ФОРМАТЕ.
   9 КЛАСС


РАЗНОУРОВНЕВЫЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ.
   10 КЛАСС

» УРОКИ ПАНА ГЕОГРАФА
» Категории раздела
НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ [105]
РУССКИЙ ЯЗЫК [34]
ЛИТЕРАТУРА [164]
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК [44]
ИСТОРИЯ [28]
МАТЕМАТИКА [23]
ИНФОРМАТИКА [24]
БИОЛОГИЯ [40]
ГЕОГРАФИЯ [98]
ХИМИЯ [40]
ФИЗИКА [51]
ЭКОЛОГИЯ [13]
ОБЖ [50]
МХК [13]
МУЗЫКА [17]
ИЗО [10]
ТЕХНОЛОГИЯ [19]
ФИЗКУЛЬТУРА [19]
КЛАССНЫЙ ЧАС [28]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [23]
» Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Главная » Файлы » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ » ГЕОГРАФИЯ

Урок географии в 8 классе «ОБРАЗОВАНИЕ ПОЧВ И ИХ РАЗНООБРАЗИЕ»
14.02.2016, 11:31

Задачи: сформировать понятие «почва», раскрыть значение почв в природе и жизни людей; показать научный подвиг и значе­ние работ В. В. Докучаева; познакомить с особенностями почвооб­разовательного процесса, научить объяснять роль почвообразую­щих факторов; изучить структуру почвенного профиля и класси­фикацию почв по структуре и составу; развивать навыки самостоя­тельного анализа предложенных источников информации.

Ход урока

I.  Вводная беседа и подготовка к восприятию новых зна­ний.

Изучение новой темы следует начать с систематизации ранее усвоенных знаний о почве. Вопросы для беседы по опорным зна­ниям:

    Что такое почва?

    Из каких частей она состоит?

    По каким признакам различаются плодородные и неплодо­родные почвы?

    Из курса географии материков вспомните, какие почвы жар­кого и умеренного поясов относятся к плодородным, а какие к не­плодородным?

    Какие мероприятия проводятся с целью повышения плодоро­дия неплодородных почв?

Обобщая ответы учащихся, учитель дает определение почве (оно записывается в тетрадь), называет главное свойство почвы.

Учитель. Почва - это верхний тонкий слой земной коры (от де­сятков сантиметров до 2-3 м), обладающий плодородием.

I.  Получение новых знаний.

1. Рассказ учителя или заранее подготовленного ученика о раз­витии русского почвоведения и о вкладе В. В. Докучаева в науку о почвах.

«Тысячи лет человек пахал землю, засевал её, собирал урожаи. А что знали о почве земледельцы? Что знали ученые? Человек прежде всего исходил из своего собственного опыта. В России изу­чение почв началось в XV веке с описания всех земель и велось в течение 200 лет. Результаты описания сохранились в «Писцовых книгах».

Первым исследователем почв в России был М. В. Ломоносов. В 1763 году вышел его знаменитый трактат «О слоях земных», где он ставил вопрос: «Что есть почва?» - и отвечал: «Сие не первооб­разная и не первозданная материя, а тело из горных скал, ветром и натуральным царством животных и растений образованное».

Самое важное заключается в том, что М. В. Ломоносов первым поставил вопрос о происхождении почвы и сделал вывод, что поч­ва «...происхождения не минерального, а из двух прочих царств натуры, животного и растительного».

К середине XIX века в России были уже описаны многие земли и начали составляться почвенные карты. В 1875 году В. В. Доку­чаеву было поручено составить почвенную карту и дать описание русского чернозема. Материалов накопилось много, и надо было свести массу разнородных сведений в единую систему. Значит, нужна классификация. Но что должно лечь в её основу? Как про­изошли почвы? Почему они разные? Что является основной причи­ной образования различных типов почв? Вопросов перед Докучае­вым стояло много.

Докучаев проделал титаническую работу. Он научно объяснил историю происхождения, возраст, строение и свойства чернозема, доказал, что почва - особое естественно-историческое тело, ре­зультат взаимодействия природных факторов: климата, материн­ской породы, растительности и животных, а также рельефа. Эти знания стали классическими и входят теперь во все учебники».


«В. В. Докучаев - выдающийся русский ученый-почвовед, ос­нователь научного почвоведения. Год выхода его книги «Русский чернозем» (1883) принято считать началом научного почвоведения.

В. В. Докучаев доказал, что почвы на территории России и на всем земном шаре распределяются закономерно. Он определил ос­новные почвообразующие факторы и установил их роль в образо­вании почв. Докучаев показал, что почва - это особое природное образование, обладающее рядом свойств, присущих живой и нежи­вой природе. Почва обладает плодородием, благодаря чему на ней могут жить и развиваться растения».


2.    Сущность сложного процесса почвообразования лучше вос­принимается школьниками, если используется схема «Условия почвообразования».

Учитель. Почва образуется в течение длительного времени из поверхностных слоев горных пород под совместным воздействием рельефа, климата, воды, животных, растений, микроорганизмов и деятельности человека.

Перечислив почвообразующие факторы, учитель устанавливает роль каждого из них в отдельности.

Учитель. Процесс почвообразования начинается с физического и химического выветривания горных пород. При физическом вы­ветривании породы разрушаются, измельчаются, но это еще не почва. Только с появлением жизни на Земле началось почвообразо­вание. Таким образом, особая роль принадлежит биологическому выветриванию. Почвы образуются в результате длительного взаи­модействия горных пород с растительностью и животными орга­низмами при достаточном количестве тепла и увлажнения.


Велика роль микроорганизмов - бактерий, микроскопических водорослей, грибов, которые разрушают горные породы, изменяют их химический состав, выделяя в процессе жизнедеятельности ки­слоты и другие вещества, а также ускоряют реакции разложения органических остатков животных и растений на минеральные ве­щества.

Растительный опад, попадая в почву, при оптимальных клима­тических условиях преобразуется в перегной и окрашивает верхний горизонт почвы в темный цвет.

На плодородие почвы оказывает влияние количество солнечно­го тепла, поглощенное поверхностью, годовое количество, режим и виды осадков, увлажнение местности, продолжительность летнего периода.

Животные - землерои, дождевые черви, муравьи, беспозвоноч­ные - разрыхляют и удобряют почву, размельчают органические остатки и перемешивают их с минеральной частью. Разрыхлением животные способствуют проникновению в почву воздуха, влаги и лучшему её нагреванию. Дарвин считал, что почва есть результат деятельности животных, и рекомендовал называть её животным слоем. Им подсчитано, что каждый червь перерабатывает в течение года около 0,5 га почвы, а количество их на площади в 1 га состав­ляет в среднем 75 тысяч.

Конечный этап почвообразовательного процесса в течение дли­тельного геологического времени характеризуется накоплением почвенного перегноя (гумуса), количество которого в почве опре­деляет её плодородие. Известно, что все почвы можно разделить на две группы - плодородные и неплодородные. В России самыми плодородными почвами являются черноземы степей с содержанием гумуса 7-10 %. К неплодородным почвам относятся подзолистые почвы лесной зоны (содержание гумуса 2,5-4 %).

Таким образом, все факторы природы во взаимодействии и це­лостности влияют на образование почвы. Докучаев утверждал, что «...почвы и грунты есть зеркало и вполне правдивое отражение, результат векового взаимодействия между водой, воздухом, зем­лей, с одной стороны, растительностью и животными организмами и возрастом страны - с другой».

Очень важно показать учащимся, что не только почвообразую­щие факторы оказывают влияние на почву, но и почва может вли­ять на природные компоненты.

Учитель. Влияние почв на рельеф выражается в следующем: почвенный покров предохраняет горные породы от разрушения, препятствуя таким образом образованию эрозионных форм релье­фа. Не закрепленные корнями растений почвы подвергаются ин­тенсивной ветровой и водной эрозии, которая постепенно охватывает все более глубокие горизонты горных пород. Их разрушение и снос приводят к образованию разветвлённой сети оврагов, которые за­трудняют обработку почв.

Аккумулируя солнечное тепло, почвы оказывают отепляющее воздействие на климат.

Велико значение почв в формировании растительного покрова. Рост и развитие растений, их видовой состав и биомасса зависят не только от климата и рельефа, но и от степени плодородия почв.

3. На этом этапе урока рассматривается почвенный профиль. Схему строения почвенного профиля учащиеся могут рассмотреть на с. 93 учебника, поэтому повторять её изображение в тетрадях не обязательно. Определение «почвенный профиль» школьники само­стоятельно выписывают в тетрадь (с. 94-95 учебника).

Учитель. До Докучаева почвой называли лишь верхний гори­зонт - гумусовый слой. Название почве давали по цвету этого слоя (чернозем, бурозем, серозем). Докучаев ввел такие названия, как луговые почвы, солонцы и т. д. Он доказал, что при формировании почв образуются почвенные горизонты, которые характеризуют строение почвы. Различные типы почв, как правило, имеют сход­ный почвенный профиль, состоящий из четырех почвенных гори­зонтов. Горизонты связаны между собой перераспределением ве­ществ и влаги. Они отличаются друг от друга окраской, структу­рой, химическим составом. На схеме они обозначаются латинскими буквами: А1 - горизонт перегноя (гумуса), А2 - горизонт вымыва­ния, В - горизонт вмывания, С - почвообразующая горная порода.

С краткой характеристикой почвенных горизонтов ученики могут познакомиться, используя раздаточный материал «Строение почвенно­го профиля». При изготовлении раздаточного материала учитель может взять за основу текст учебника Раковской Э. М., Бариновой И. И. При­рода России. 1995 г. (§ 19, с. 90-91). После этого можно задать уча­щимся несколько вопросов на повторение.

    Из каких горизонтов состоят почвы?

    По какому признаку их можно различить на почвенном про­филе?

    Как образуется гумус?

    От чего завис ит его мощность?

    Какие почвообразугощие процессы происходят в горизонтах вымывания и вмывания?

4.   Изучение новой темы завершается вопросом о классифика­ции почв по структуре и составу.

Классификация почв

По структуре

По составу

Структура почвы - это различные по форме и величине комочки почвы, в которые склеены поч­венные частицы.

I. Структурные почвы.

Диаметр почвенных комочков в верхнем перегнойном слое дости­гает 10 мм. Лучшие почвы имеют комковатую или зернистую струк­туру, таковы, например, чернозе­мы. Структурные почвы плодо­родны, так как в порах между ко­мочками содержится достаточное количество воздуха и воды. Воз­дух, насыщенный кислородом, и вода способствуют росту и разви­тию растений

1. Глинистые.

2.  Суглинистые.

Эти типы почв являются влаго­емкими, они содержат достаточ­ное количество элементов пита­ния. Наиболее благоприятны для земледелия.

3.  Песчаные.

Бедны гумусом, маловлагоемкие и хорошо водопроницаемые.

4.  Супесчаные.

Обычно бесструктурные, бедные гумусом и элементами питания. Требуют улучшения физических и химических свойств при ис­пользовании в земледелии

II. Бесструктурные почвы. Со­стоят из пылеватых частиц с диа­метром от 0,001 до 0,5 мм. Это малоплодородные почвы, так как во время дождей они образуют мелкую вязкую массу, в которую очень медленно проникает воздух. После высыхания на поверхности почвы образуется плотная корка, которая препятствует поступле­нию воздуха и влаги к корням рас­тений и тем самым замедляет их рост и развитие

 

 

При наличии времени можно предложить учащимся опреде­лить механический состав почвы самостоятельно. Для этого пона­добится небольшое количество сухой почвы и вода. Лучше прово­дить этот опыт как демонстрацию.

Возьмите на листочек картона немного почвы, разотрите её и увлажните до получения «теста». Теперь попытайтесь скатать из него шнур и свернуть его в кольцо. Если шнур не получится - поч­ва песчаная, если шнур получился, но кольцо распалось - почва суглинистая, если получился шнур и кольцо - почва глинистая.

III. Закрепление материала.

Вопросы для закрепления полученных знаний:

1)    Что такое почва?

2)    Чем почва отличается от горной породы?

3)    Как различаются почвы по содержанию перегноя?

4)    Как почвы различаются по механическому составу?

5)    Как почвы различаются по структуре?

6)    С какой целью необходимо знать механический состав и структуру почвы?

7)    Какие компоненты природы принимают участие в формиро­вании почв?

8)    Какую роль выполняют растения, животные, тепло и увлаж­нение, горные породы в почвообразовательном процессе?

9)    Объясните, как климат и растения влияют на накопление гу­муса в почве.

10)  При каких климатических условиях в почвах не происходит накопления гумуса в достаточном количестве?

11)     Докажите, что геологическое время - важный почвообразо­вательный фактор.

IV. Подведение итогов урока.

Домашнее задание
Категория: ГЕОГРАФИЯ | Добавил: tineydgers | Теги: открытый урок, ФГОС, методсовет, разработка урока, план-конспект урока, готовые конспекты уроков скачать, педсовет, современный урок, Образовательный
Просмотров: 229 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
» УРОКИ ПАНА ФИЗИКА

» УРОКИ ПАНА АСТРОНОМА

ИЛЛЮСТРИРОВАННАЯ
   ИСТОРИЯ АСТРОНОМИИ


НАУЧНЫЕ ОПЫТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


КТО ЕСТЬ КТО В МИРЕ ЗВЕЗД
   И ПЛАНЕТ

» УРОКИ ОБЖ

БЕЗОПАСНОСТЬ НА ВОДЕ

ТЕХНОГЕННЫЕ УГРОЗЫ.
   РАЗЛИЧНЫЕ АВАРИИ


ТЕХНОГЕННЫЕ УГРОЗЫ.
   РАДИАЦИОННЫЕ И
   ХИМИЧЕСКИЕ АВАРИИ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ
   К УРОКАМ ОБЖ. 5 КЛАСС


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ
   К УРОКАМ ОБЖ. 6 КЛАСС


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ
   К УРОКАМ ОБЖ. 7 КЛАСС


ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ
   ПО ОБЖ В 9 КЛАССЕ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ
   В 10-11 КЛАССАХ

» ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» НАЧАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА

ИСТОРИЯ РУССКОЙ АРМИИ

ИСТОРИЯ ВОЕННОГО ДЕЛА

САМЫЕ КРУПНЫЕ СРАЖЕНИЯ

О ВОЙНЕ

ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧКИ

» ГОТОВЫЕ ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

ХИМИЯ

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

ГЕОМЕТРИЯ

ЧЕРЧЕНИЕ

ОБЖ

» УЧИМСЯ С ПАНОМ ПОЗНАВАЙКОЙ
» ПАН ПОЗНАВАЙКА ОБО ВСЁМ
» МАСТЕРИМ С ПАНОМ ПОЗНАВАЙКО
» Форма входа

» Поиск
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ





Презентации к урокам


» Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2017 Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Каталог сайтов Всего.RU Каталог сайтов :: Развлекательный 
 
портал iTotal.RU Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов 

OpenLinks.RU TOP.zp.ua Яндекс цитирования